Горняки ищут признаки премьерской реформы оплаты своего труда.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Многочасовое телешоу «Разговор с Владимиром Путиным» во многом состояло в подведении итогов года и стало одним из самых заметных событий прошедшей недели. Важной особенностью нынешнего телеотчета премьера стали публичные сомнения в реальности тех самых достижений, о которых рассказывал телезрителям Владимир Путин. Никогда еще пятичасовой рассказ премьера о ситуации в стране не оставлял такого впечатления очковтирательства и показухи. Так, скандальный рассказ ивановского кардиолога Ивана Хренова о реальных зарплатах в областной больнице не столько говорил о манипуляциях местных властей, сколько фактически опровергал слова премьера о его курсе на поддержку и развитие здравоохранения.
Но «казус Хренова» был не единственным разоблачением расхождений слов с реальным положением дел. Еще один пример – недовольство шахтеров тем, что обещания Владимира Путина о повышении постоянной части зарплат горняков после катастрофы на «Распадской» были фактически проигнорированы. Премьер объявил телезрителям, что правительству удалось изменить структуру оплаты труда шахтеров так, чтобы она больше не провоцировала горняков на нарушения инструкций по безопасности. «Мы все-таки добились того, что постоянная составляющая заработных плат по отрасли стала не менее 70%. Я считаю, что это справедливое решение», – объявил он в прошлый четверг. Однако всего за сутки до этого шахтерские профсоюзы публично сообщили о том, что поручение премьера об увеличении постоянной части зарплаты до 70% в реальности не выполнено. «Минимальная месячная тарифная ставка подземного рабочего первого разряда, которая является основой для установления минимальных размеров тарифных ставок всех профессионально-квалификационных групп работников, осталась без изменения», – говорит председатель Независимого профсоюза горняков России (НПГ России) Александр Сергеев. По его словам, условно-постоянная часть зарплаты, о которой говорил Путин, была увеличена лишь на бумаге. По данным опросов, которые в октябре провел НПГ, почти 94% шахтеров уверены, что в оплате их труда и в тарифных ставках ничего не изменилось.
Понятно, что чиновникам хочется в конце года отчитаться о возможно более значительных успехах и достижениях. Важно только, чтобы в этот отчет не попадали уж слишком сомнительные утверждения.
Желание поскорее объявить об успехах и достижениях сыграло злую шутку на прошлой неделе и с создателями российского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). В пятницу итальянская авиакомпания Alitalia отказалась от планов по приобретению самолета SSJ 100, вместо которого компания возьмет в лизинг 20 новых бразильских самолетов Embraer. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на главу итальянского авиаперевозчика Рокко Сабелли. «Основная проблема заключается в том, что Sukhoi еще не летает», – сказал Сабелли, добавив, что поставка самолетов Embraer запланирована на 2011–2012 годы.