Роман Козак, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Ирина Розанова, Сергей Тарамаев, Сергей Баталов, Владимир Топцов, Сергей Качанов, Сергей Женовач – неполный список имен тех, кто прославился и прославил крохотный подвал в Скатертном переулке – театр-студию «Человек». «Эмигранты» Мрожека, «Иллюзия» Корнеля, «Панночка» Нины Садур, «Ночные бдения» Бонавентуры... Первые спектакли играли «подпольно», когда все запреты сняли, «Человек» – из немногих, кто решил продолжить жизнь студийную, экспериментальную, – если искать ему подобия, так в первую очередь в европейских столицах. В таких театрах варится жизнь, они, если коротко, украшают большой город.
В ЖЖ обнаружил запись – восторженная девушка описывает увиденный в пятницу в «Человеке» спектакль «Стриптиз» по пьесе польского классика Славомира Мрожека, игру Валерия Гаркалина и Александра Андриенко. Девушка и не знает, что спектакль сыграли вопреки запрету: из Департамента культуры Москвы театр получил предписание – здание находится в аварийном состоянии, спектакли соответственно играть нельзя. В театре долго думали, в итоге худрук Людмила Рошкован нашла выход: отправили телеграмму мэру Собянину, в которой объясняют, что не могут обмануть зрителей и потому принимают решение играть спектакли, заявленные в репертуаре. И – как Дон Гуан Каменного гостя – приглашают Сергея Семеновича в театр. Разумеется, в театре надеются, что мэр придет, увидит и – победит тех, кто прежде решил, что здание угрожает здоровью и жизням публики и сотрудников театра. Мэр не пришел, спектакль сыграли. Как дальше сложится судьба мятежного театра – неизвестно. Зато известно, что «аварийная история» тянется лет десять: театру давали понемногу на текущий ремонт, а капитальный – откладывали. А сейчас нет, как я понимаю, денег ни на то, ни на другое. Не хочется думать, что история «Человека» подошла к... нелогичному концу: ведь ясно, репертуар сверстан на месяц-два, когда это время пройдет, получается – придется закрыться. Что дальше? Представьте: будут жить припеваючи Театр Бабкиной, Театр эстрады, Театр Луны, а «Человека» – не будет. Разве справедливо?
Из Петербурга в пятницу вечером получил печальное письмо: Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова с прискорбием сообщает, что 16 декабря 2010 года на 84-м году жизни скончался народный артист России Изиль Захарович Заблудовский. Я понимаю, что мало кто схватится сейчас: ах, ох, помню, как он играл... Между тем в БДТ он был и очень важным и даже незаменимым актером – в театре он прослужил 63 года! Сыграл около 80 ролей, чаще и больше – эпизоды, но эпизоды важные, смысло- и стилеобразующие, точно и вправду следовал завету Станиславского про то, что нет маленьких ролей, а только – маленькие актеры. Господин D. – в товстоноговском «Горе от ума», Молодой человек – в «Идиоте», Доктор в «Мещанах», Иов Троттер – в «Пиквикском клубе»... Он был очень скромным человеком, последний раз – ровно год назад – я встретил его в Петергурге, на Волковом кладбище, он приехал на похороны композитора Шварца, писавшего музыку и к «Горю от ума», и к нескольким другим великим спектаклям Товстоногова. Высокий человек. Скромный, даже можно сказать – стеснительный человек, хотя в арсенале актерских черт это все – такие редкие, даже лишние черты. Один из последних товстоноговцев. А днем позже узнал, что в Ленинградской области, где жил Шварц, точно откроется музей композитора – в том доме, где была его мастерская. Если успеют сделать ремонт, откроют 18 мая.