Крах социально-политической системы России в 2009–2010 годах удалось предотвратить благодаря финансовым резервам – уверен Анатолий Чубайс.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«При тех объемах расходов – пенсионных, оборонных, на развитие – мы к 2015 году бездефицитный бюджет получить не можем», – заявил в прошлую пятницу замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач на завершившихся в Москве Гайдаровских чтениях. «Нам нужно либо на два с лишним процента (ВВП. – «НГ») повышать налоговую нагрузку, либо урезать социальные, оборонные, расходы на развитие, – говорит Клепач и продолжает: – Мы либо вползаем в долговую экономику, либо должны кардинально менять налоговую систему». Такое публичное признание экономического тупика из уст ведущих российских чиновников можно считать важным итогом прошедшей недели.
Напомним, что глава правительства Владимир Путин называл получение бездефицитного бюджета к 2015 году в качестве стратегической задачи российского правительства. Теперь же правительственные чиновники, судя по всему, уже не боятся признать невыполнимость этой задачи. Действительно, в рамках выбора – «повышать налоги» или «урезать социальные расходы» – разумного решения нет. Урезание социальных расходов грозит социальной нестабильностью, а увеличение налогов «на два с лишним процента ВВП» может вогнать экономику в ступор.
Вряд ли окажется спасительным и рецепт накопления новой подушки безопасности в виде Фонда национального благосостояния (ФНБ), о котором рассказал в прошлую пятницу глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, этот фонд должен быть увеличен более чем до 60% ВВП. «Я считаю, что он будет значителен и будет играть хорошую роль, если будет больше 60%», – сказал министр. Между тем на сегодня в ФНБ формально числится около 88 млрд. долл., то есть почти 2,762 трлн. руб., или чуть больше 5,3% ВВП, запланированного на 2011 год. При этом значительную часть средств нынешнего ФНБ предполагается превратить в акции дорогих правительству госкомпаний. Когда и за счет чего Минфин сможет изъять из экономики почти половину ВВП, Кудрин не уточнил. Глава Минфина только рассказал, что весной 2011 года может внести в правительство предложение об «усилении ФНБ дополнительными источниками».
«Я считаю, что желательно усилить ФНБ», – сказал он. По словам министра, «речь идет об ориентировании на расходы при более низкой цене на нефть – в 60–70 долларов за баррель, а все, что сверх, направлять в фонд». Вторым источником является имущество – либо в виде акций, либо в виде доходов от продажи акций. Министр пояснил, что в качестве источников может быть определен портфель акций, доходы от которых будут поступать в ФНБ, а может быть, акции могли бы быть переданы на баланс специализированной структуры, которая бы ими управляла. «Если ими будет управлять специализированная структура, а не Росимущество, это другое дело, это управление, это другая ситуация, чем они просто лежат», – сказал он.
Впрочем, Кудрин скорее всего понимает, что повторить стратегию создания новых подушек безопасности в условиях хронического бюджетного дефицита и стагнации в экономике будет очень непросто. Одно дело – копить бюджетные средства во время бурного роста экономики под струями золотого дождя из нефтедолларов и в условиях бюджетного профицита. И совсем другое – копить в условиях нехватки бюджетных средств, когда даже текущие расходы невозможны без внутренних и внешних заимствований.
Не случайно в прошлый четверг глава Минфина обратился к Счетной палате со странным на первый взгляд призывом – «пресекать действия правительства по изменению бюджета в ходе его исполнения» (см. «НГ» от 10.12.10). При этом Алексей Кудрин фактически признался, что больше не в состоянии сдерживать рост госрасходов. Одновременно финансировать усиление обороноспособности страны и региональное развитие невозможно, денег на все не хватит, считает глава Минфина. А рост госдолга и хронический бюджетный дефицит не сулят ничего хорошего.
В прошлую пятницу глава «Роснано» Анатолий Чубайс на тех же Гайдаровских чтениях напомнил, что избежать самых печальных последствий нынешнего кризиса правительству помогли созданные в тучные годы подушки безопасности. «В 2009–2010 годах был предотвращен крах социально-политической системы России. И сделано это было благодаря идеологии накопления резервов», – заявил Чубайс. Однако создать сегодня такие же резервы правительству будет крайне затруднительно.