Татьяна Голикова уверена, что по проблеме пенсионного возраста нельзя отмолчаться.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В правительстве и в бизнесе, похоже, нет согласия по самым острым экономическим темам: увеличению налогового бремени, изменению трудового законодательства и перспективам пенсионной реформы, от которой зависит стабильность российского бюджета. При этом разногласия маскируются примерно одинаковыми заявлениями о том, что спорный вопрос не обсуждается и даже не стоит в повестке дня.
Во вторник в Москве состоялся «Российский пенсионный форум», на котором глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова вновь заговорила о повышении пенсионного возраста, несмотря на утверждения премьера Владимира Путина о том, что этого вопроса нет в повестке дня правительства. Как известно, 31 августа во время поездки в Норильск премьер заявил, что вопрос о повышении пенсионного возраста в России не рассматривается. Однако 16 ноября Голикова заявила, что по проблеме пенсионного возраста «нельзя отмолчаться», что все решения по этому вопросу «должны быть особенно четко просчитаны и обоснованы и популярно объяснены общественности». Министр предлагает «обсуждать в обществе проблему возможного повышения пенсионного возраста с учетом реально складывающейся демографической ситуации в стране». При этом изменение возрастной границы выхода на пенсию должно рассматриваться не столько в контексте преодоления дефицита ПФР, а сколько в качестве меры, позволяющей обеспечить населению социально приемлемый уровень пенсий в условиях увеличения продолжительности получения пенсии. Накануне о необходимости повышения пенсионного возраста вполне определенно высказывались и представители Минфина. Таким образом, судя по всему, вопрос повышения пенсионного возраста продолжает оставаться на столе переговоров вокруг новой пенсионной реформы.
Похожая ситуация на прошлой неделе возникла и вокруг скандальной инициативы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) об увеличении продолжительности трудовой недели с 40 до 60 часов. Сначала в РСПП с гневом опровергли инсинуации прессы о продлении трудовой недели, а потом все-таки опубликовали именно те поправки в Трудовой кодекс, о которых и сообщали журналисты. «В связи с появлением в некоторых СМИ информации о том, что РСПП якобы предлагает увеличение продолжительности рабочего времени в стране с 40 до 60 часов в неделю, сообщаем, что подобного рода инициативы в РСПП и в рабочих органах РСПП не рассматривались и не могли быть рассмотрены», – убеждала нас 2 ноября пресс-служба уважаемого союза работодателей. Но уже через две недели РСПП официально представил совершенно иное – а именно те самые поправки в трудовое законодательство, которые якобы «не рассматривались и не могли быть рассмотрены». В прошлую среду выяснилось, что комитет РСПП по рынку труда предлагает такую новацию: не считать сверхурочной работу по 12 часов в день и по 60 часов в неделю. Продление трудовой недели, разумеется, оформляется «по просьбе работника и на основании его письменного заявления». Интересно – останется ли теперь в стране хоть один человек, который будет верить официальным сообщениям РСПП?
Третьим событием прошлой недели, которое вписывается в схему ложных опровержений, была конференция «Налогообложение – современный взгляд», где выступали помощник президента Аркадий Дворкович и глава Минфина Алексей Кудрин. Из речей чиновников выяснилось, что правительство официально не отказывается от утвержденного повышения налогов на оплату труда с 26% до 34%, но тем не менее ставит это решение под вопрос и намекает на возможность пересмотра ввиду негативного влияния на экономику.