В четверг рассказали мне замечательную историю. Театр «Геликон-опера» по требованию московской Счетной палаты должен представить паспорта всех своих спектаклей.
Многие, вероятно, слышали, что активисты «Архнадзора» без устали требуют остановить реконструкцию старого здания театра на Большой Никитской. На мой взгляд, работы, вызывающие такой шумный протест «Архнадзора» скорее, сохраняют, чем способствуют уничтожению памятника конца XIX века, тем не менее некоторое время тому назад было принято решение о приостановке всех работ во дворе театра. Вероятно, сложный какой-то механизм пришел в движение и, не останавливая работ внутри театра, решили разобраться попутно и с репертуаром.
Контроль, конечно, нужен, но вот вопросы, утвержденные много лет назад, вызывают некоторое недоумение. Национальность автора. В «Геликоне» идут оперы Прокофьева, Бизе, Чайковского, Шостаковича... Александр-Сезар-Леопольд Бизе, национальность – француз... Француз, интересно, это для паспорта спектакля, идущего в Москве, хорошо или все-таки недостаточно? Далее – жанр, это понятно. Следующий вопрос: тема произведения. Как написать про тему «Летучей мыши»? Измена, употребление алкогольных напитков... Ни одного по-настоящему положительного героя. В пору выхода в Большом премьеры «Детей Розенталя» мне уже приходилось писать, что в опере с безупречными героями и сюжетами в принципе туго. Скажем, опера «Золотой петушок» в контексте УК России – это рассказ о том, как преступная страсть главы государства к не имеющей регистрации жительнице дальнего зарубежья едва не влечет за собой развал державы и наносит непоправимый ущерб разведывательным средствам связи и раннего оповещения, а следовательно – обороноспособности страны в целом. И т.п.
Так что хочется пожелать терпения и удачи сотрудникам «Геликон-оперы».
В пятницу по инициативе ВООПИиК с руководством организации встретился министр культуры Александр Авдеев. Повод – неприятный, итоги – обнадеживают.
В марте на сайте Минкульта появился проект приказа «Об утверждении перечня исторических поселений». Несмотря на возражения и желания его расширить, приказом Минкульта и Минрегионразвития от 29 июля 2010 года № 418/339 перечень был утвержден практически без изменений и был дополнен только лишь одним городом – Азовом. В этом перечне, чтобы стало понятно, есть Санкт-Петербург, но нет Москвы, нет Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Переславль-Залесского, Твери, Сергиева Посада... То есть эти и многие другие исторические города уже выходят из-под закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Это, в свою очередь, означает, что теперь юридически повлиять на градостроительную деятельность в исторических поселениях, не вошедших в перечень, будет просто невозможно. В отсутствие утвержденных границ территорий и зон охраны 99% (по данным ВООПИиК) памятников в исторических поселениях это равносильно уничтожению.
Эти списки впервые утвердили в 1970-м, обновили и расширили – в 1990-м. В 2001 году в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010)» был принят уточненный перечень из 478 исторических городов. В нынешнем списке – 41!
Александр Авдеев пообещал расширение списка, согласование его с Минрегионразвития. Главное теперь – чтобы в образовавшуюся паузу не были приняты какие-то масштабные инвестиционные проекты.
Напоследок: в субботу был в Большом театре на премьере «Дон Жуана». О самом спектакле читайте рецензию Марины Гайкович на соседней полосе. Я был впечатлен поведением некоторых зрителей. В частности, кажется, возмущенный происходящим на сцене – явными отступлениями от канона – Андрей Караулов с супругой покинули партер через час пятнадцать после начала, другие зрители – в большом количестве, сорвались с мест сразу после последних нот, не подарив солистам ни одного аплодисмента.