На прошлой неделе Владимир Путин подписал постановление, которое официально вводит в России систему «единого билета», речь – о внедрении единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах. Кинотеатры обязаны будут не реже, чем раз в час, передавать в эту самую единую систему «информацию о каждом проданном билете на киносеанс, которая содержит: название демонстратора фильма; название киносеанса; название фильма (фильмов), входящего в этот киносеанс; номер прокатного удостоверения демонстрируемого фильма; название (или номер) кинозала (если используется более одного кинозала); дату и время начала киносеанса; номер места; номер ряда; цену продажи билета; сведения о скидке на билет». Правда, в постановлении (которое я цитирую по РИА Новости) не говорится ничего о том, когда же именно начнет эта система действовать в России, хотя бы в крупных городах (кинотеатры в городах с населением меньше 100 тыс. до середины 2015 года могут чувствовать себя свободно). Мы всерьез привыкли вчитываться в отчеты о продаже билетов и сборах за выходные, хотя точной информации у нас быть не может – пока не начнет работать «единый билет».
По иронии судьбы сошлись на минувшей неделе два события: стало известно о серьезных проблемах пермского театра «У Моста» и в рамках московского кинофестиваля «2-in-1» представили новый пермский фестиваль «Текстура». У пермского театра «У Моста» нет денег, чтобы платить авторские, РАО грозит передать претензии в прокуратуру. Этот знаменитый даже в Европе театр – на грани закрытия. Фестиваль «Текстура» представил в Москве несколько киносценариев и фильмы, в том числе новую ленту Павла Бардина «Гоп-стоп».
Что сказать? Посочувствовать Сергею Федотову, языком поцокать, переживая. Позавидовать и выразить восхищение Эдуарду Боякову, директору и автору «Текстуры»: умеет человек находить деньги, причем там, где для других их нет. Кстати, об этом вскользь зашла речь и на прошедшем на минувшей неделе первом заседании нового экспертного совета по театральному искусству в московском департаменте культуры, в который среди других приглашен был и театральный обозреватель «НГ».
Для многих из нас стало открытием: из столичного бюджета сегодня получают деньги 88 (!) театров. Среди них, конечно, есть хорошие, есть – не такие хорошие. Но вот, например, Студия театрального искусства Сергея Женовача. Один из лучших театров в Москве. Он – частный. Казалось бы: не просит денег – и слава богу! Но все-таки иногда финансовая помощь делает честь тому, кто ее предоставляет.
Никто не хочет войти в историю человеком, который закрыл тот или другой театр. Но вот – кризис. И новому театру никто и ничто не светит. Уволить тех, кто когда-то был принят в штат, по нынешнему КЗОТу никак невозможно. Но, может быть, стоит придумать, как сказал Дмитрий Медведев на встрече с театральными деятелями, Юрьев день – когда с театрами будет заключен договор на субсидию: на год, на два, с кем-то – на три года. Театр должен поставить столько-то новых спектаклей, столько-то – в течение этих лет – сыграть... Что-то вроде нынешнего госзадания. Вышел срок – время для пересмотра условий. С тех пор, как партийная нужда в мастерах искусств сошла на нет, стало стыдно спрашивать: «Чем вы занимались, скажем, в минувшем году? На каких фестивалях побывали? Сколько спектаклей сыграли? Кто похвалил, поругал?» Без труда можно насчитать десяток театров, которые хорошо себя чувствуют, то ли играя, то ли нет. Живут, может, и не сытно, но и не голодают – безо всякой экспертной оценки. Едешь по Садовому: на месте кинотеатра «Встреча» – Театр Бабкиной. На сайте Бабкиной – информация для тех, кто пожелает снять помещение в аренду...
Речь не об оптимизации расходов – в том смысле, что деньги, сэкономленные, скажем, на Театре Луны или Московском театре кукол, можно будет «переориентировать» на борьбу с пробками. Нет, эти деньги следует оставить театрам, но передать тем, кто нуждается в такой поддержке. И кто ее заслуживает.