Окончание третьего квартала не принесло обнадеживающих новостей об оживлении российской экономики. Сентябрь, судя по предварительным данным, продолжит тенденцию спада в промышленности и замедления восстановления экономики в целом (см. «НГ» за 30.09.10). На прошлой неделе экономисты вполне серьезно заговорили об опасности новой рецессии в США, что также не сулит России ничего хорошего. Еще одна новость завершившейся недели – это ухудшение прогноза по восстановлению экономик развитых стран. В прошлую пятницу Международная организация труда опубликовала доклад, в котором утверждается, что «при сохранении нынешней политики восстановление занятости до уровня, предшествовавшего кризису, задержится до 2015 года вместо 2013 года, как это ожидалось год назад». Таким образом, в прессе появился новый и еще более удаленный ориентир для завершения нынешнего кризиса. Теперь, это уже не 2012 или 2013-й, а 2015 год (подробнее на стр. 4).
Но есть и хорошие новости. В пятницу Кремль сообщил о завершении российско-американских двусторонних переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама в телефонном разговоре «констатировали, что в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на их переговорах в Вашингтоне двусторонние переговоры о вступлении России в ВТО завершены», сообщила пресс-секретарь главы российского государства Наталья Тимакова.
Попытки России стать членом ВТО продолжаются с 1993 года. Но определенной даты окончания этого процесса по-прежнему никто назвать не может. Тем не менее США, похоже, дали зеленый свет завершению переговоров. В этом случае весьма вероятно, что и возражения Грузии против членства России в ВТО не будут приняты во внимание. Как сообщил в пятницу глава Минфина Алексей Кудрин, процедура вступления России в ВТО может начаться через четыре месяца. В настоящее время идет работа по согласованию вопросов о будущей процедуре вступления в организацию. «Я думаю, что эта работа на два-три, самое большее – четыре месяца, для завершения всей работы», – считает Кудрин. После этого начнется сама процедура вступления в ВТО. «Она тоже займет некоторое время: от полугода до года», – продолжил российский вице-премьер. Таким образом, по его словам, стать членом ВТО Россия сможет «теоретически через 10 месяцев». «Я не могу строго назвать эти сроки», – уточнил Кудрин. Теперь основная работа перенесена в Женеву, где специальная рабочая группа завершает работу над общим докладом. Глава Минфина признал, что по-прежнему остаются вопросы, связанные с договоренностями России в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. «Есть договоренность, что за основу будут взяты условия России по вступлению в ВТО», – сказал он.
После создания в 2009 году Таможенного союза переговоры Москвы с ВТО ведутся как будто двумя командами. «Команда оптимистов» настроена как можно быстрее завершить все согласования, и сроки для нее важнее конкретных условий присоединения. Для «команды пессимистов», напротив, гораздо важнее условия присоединения и список сделанных уступок, а не сроки завершения процесса. Пессимисты понимают, что членство в ВТО ограничивает свободу принятия решений правительством и первое время будет действовать на экономику угнетающе. Членство в ВТО при прочих равных условиях увеличит объемы импорта. А это не сулит российской экономике ничего особенно хорошего. Не случайно на заседании президиума правительства в прошлый четверг Владимир Путин подчеркнул, что процесс присоединения к ВТО «может продолжаться вечно» и нам не следует вечно «брать на себя какие-то ограничения, без того чтобы использовать преимущества полноправного членства в организации». «Все ограничения, которые мы на себя берем, могут быть реализованы только после нашего полноценного присоединения к организации. Никакие ограничения, связанные с процессом присоединения, действовать не должны до полного присоединения к организации», – заявил Путин. Кроме того, премьер потребовал от переговорщиков учитывать, что «мы вступили в Таможенный союз, создали Таможенный союз, и весь этот процесс (присоединения к ВТО. – «НГ») должен идти параллельно с нашими партнерами по Таможенному союзу».