Виктор Янукович вернул народу старую Конституцию.
Фото Reuters
В Украине на минувшей неделе начался процесс изменения государственного устройства. В пятницу Конституционный суд республики вернул страну под жесткую президентскую десницу. Конституция от 2004 года была признана неправомерной, и Украина вновь из парламентско-президентской стала президентской республикой. Причем с широкими, как при Леониде Кучме, полномочиями главы государства. Оппозиция немедленно призвала народ к смещению действующей власти. В тот же день президент Виктор Янукович выступил с обращением к народу, в котором заявил, что готов поддержать проведение плебисцита по Конституции страны. «Я поддерживаю идею референдума, а также идею (созыва. – «НГ») Национальной конституционной ассамблеи как механизма для эффективной консолидации на пути реформирования политической системы», – сказал он. О каких реформах идет речь и что именно будет вынесено на референдум, украинский президент не уточнил, создав этим почву для различных толкований. А также ожиданий новых потрясений, связанных с возможными перевыборами как парламента, так и президента.
Но если в Украине только говорят о перспективе выборов, то в Белоруссии они произойдут через два месяца. Интрига белорусской избирательной кампании в том, останется ли на очередной президентский срок Александр Лукашенко. От ответа на этот вопрос зависит будущее политическое устройство нашего соседа и союзника: оппозиция в Минске, так же как и оранжевые в Киеве, мечтает отобрать часть полномочий у главы государства и усилить роль парламента. Нынешние выборы отличаются от предыдущих тем, что у Лукашенко, имевшего пять лет назад почти абсолютную поддержку населения, сторонников поубавилось. И этому немало способствовало ухудшение отношений Минска с Москвой. Понимая зыбкость ситуации, Александр Лукашенко в конце минувшей недели дал пресс-конференцию журналистам региональных российских СМИ. Как всегда, сказал всем, что хотел. И в ответ получил ту реакцию, которой ждал: некоторые из гостей чуть не расплакались по поводу того, что у них нет «батьки», как у белорусов.
Лукашенко напомнил присутствующим, кто на самом деле пытается разделить границей две части, по сути, одного народа – президент России и его администрация. Белорусский глава обвинил руководство России в том, что оно затягивает процесс строительства Единого экономического пространства. По его словам, ситуация вокруг Таможенного союза также ущемляет интересы Белоруссии. «С нами поступили, как с самым злейшим врагом России», – заявил Лукашенко, говоря о взимании Москвой экспортных пошлин на ввозимую в Белоруссию нефть. Лукашенко привел еще один пример «унижения» его страны: украинцам платят за российскую базу на Черном море, а белорусам – нет.
В тот же день посол РФ в Белоруссии Александр Суриков, выступая на конференции российских соотечественников в Минске, отметил, что белорусские СМИ не по-доброму ведут себя по отношению к России, публикуя негатив о том, что в ней происходит.
Но не все в СНГ так грустно, как кажется после прочтения информаций из ряда ближних столиц. В Молдавии, например, сделан еще один шаг на пути если не окончательного урегулирования приднестровского конфликта, то уж точно улучшения отношений Кишинева и Тирасполя. В конце недели во время футбольного матча в Тирасполе между командами «Шериф» (Тирасполь) и «Динамо» (Киев), в котором украинцы проиграли, премьер-министр Молдавии Владимир Филат и президент Приднестровья Игорь Смирнов договорились о снятии взаимной телефонной блокады. Известно, что около 10 лет из Кишинева в Тирасполь дозвониться было нельзя – фиксированная связь была отключена, а мобильная глушилась сторонами с помощью специально установленных глушилок. Напомним, недавно, опять же на футбольном матче в Тирасполе, Филат пообещал Смирнову снять экономическую блокаду региона, и это было сделано. А 1 октября через Приднестровье пошли молдавские поезда, которые не ходили здесь с 2003 года. Евросоюз приветствовал футбольную дипломатию молдавских и приднестровских властей, которая, кстати, осуществляется напрямую – без посредников.