Одна из «резолюций» встречи, у которой, по словам президента Дмитрия Медведева, не было регламента: теперь губернаторов будут оценивать и по тому, как они поддерживают театр в своем регионе. Пытаюсь представить: губернатора, который плохо помогал театру, снимают... Или напротив: за всегдашнюю помощь столичным театрам Юрию Михайловичу разрешают спокойно править Москвой и дальше... Нет, не могу. Итак, в субботу в Горках состоялась не раз откладывавшаяся встреча президента с театральными деятелями.
Что меня расстроило: ни один из 16 ее участников не замолвил слово за коллегу – арестованного на прошлой неделе директора Театра Образцова Андрея Лучина. Не были уверены в его невиновности? Не были в курсе? В курсе были: по моей информации, один из участников встречи с президентом уже звонил в Министерство культуры и просил вернуть в Театр Образцова прежнего директора. Я это молчание коллег – уважая очень многих из тех, кто сидел за одним столом с президентом – объясняю тем, что просто времени не хватило. Сперва долго говорили представители русской провинции, потом наверняка обсуждали будущее фестиваля «Территория»... А в начале седьмого президент начал подводить итоги, поскольку ему надо было уже улетать в Китай. Анатолий Иксанов так и не успел начать разговор о проблемах и судьбе музыкальных театров в России. А среди приглашенных было кому поддержать эту важную тему.
Но кое-какие важные вопросы поднять и даже обсудить успели. Валерий Фокин, у которого, кстати, в субботу в «Сатириконе» вышла премьера, говорил о том, что надо срочно менять трудовые отношения в театре, вводить срочные контракты. Он же поднял вопрос, который, конечно, уместнее бы прозвучал в июле, когда впервые планировалась эта встреча, – о федеральном законе № 83, по которому театрам, как и другим культурным учреждениям, придется жить начиная с 1 января следующего года. Закон, уже подписанный президентом, сочинялся специалистами Минэкономразвития и Минфина, поэтому экономические показатели отныне главные в оценке эффективности того или иного учреждения. А в театре это не всегда справедливо. По мнению Фокина, с которым я согласен полностью, расчеты статуса театра только по этим показателям губительны для театральных заведений. Еще жестче – позиция Льва Додина: «Театр – изначально безнадежно убыточное предприятие, и с этим надо смириться, и государство должно понимать, что оно должно требовать от театра не дохода, а того самого оформления человеческой души».
Говоря о контрактах, Валерий Фокин привел всем понятный пример: в театре огромное количество людей работает на бессрочных контрактах, а хорошие молодые режиссеры не хотят возглавлять театры, где актеры не ими набраны и им не хотят подчиняться, сразу сплачиваются в оппозицию... Медведев сказал, что понимает, насколько это трудная проблема. «Есть люди, – сказал президент, – которые абсолютно достойны заключения договора на неопределенный срок». Тем не менее надо учитывать специфику театрального искусства: «Может быть, под некие новые решения, под новый статус, может быть, это просто нужно связать с какой-то отдельной датой, можно было бы в случае необходимости провести перезаключение договоров... Действительно договор, заключенный на 3–5 лет, – это нормальная вещь для любого творческого объединения, для любого театра», – заметил глава государства.
Из других важных новостей. На минувшей неделе Минкультуры объявило о своем решении уволить директора Центра Грабаря Алексея Владимирова. Думается, министерство простило бы Владимирову пожар, но когда он на пресс-конференции начал говорить о том, что хорошо бы подать в суд на МЧС за плохое тушение пожара, – тут уже стало понятно, что дни его на посту директора научно-реставрационного центра сочтены.
Еще один кадровый вопрос, обострившийся на неделе, – с директором Цирка на проспекте Вернадского. Вроде бы в феврале все решилось: Костюк уходит, на его место придет Анатолий Марчевский. Ан выяснилось, Костюк не уходит, он лишь затаился и теперь, когда сроки подходят, бросился в атаку. Выглядит при этом, на мой взгляд, нелепо и... несолидно.
И еще, напоследок. На минувшей неделе в Историческом музее, вернее – в его филиале, в бывшем Музее Ленина, открылась выставка, посвященная Наполеону. Открывая ее, директор ГИМа Алексей Левыкин был так воодушевлен, так светился от счастья, что, перечисляя свое всегдашнее восхищение Наполеоном, позабыл упомянуть поход императора на Россию. Что, конечно, особенно забавно, имея в виду название музея, которым ему доверили руководить.