Достойны Кандинского...
Фото РИА Новости
На этой неделе я наконец добрался до ГИТИСа. Дело в том, что сразу после 1 сентября мне начали рассказывать, что в ГИТИСе за лето прошел ремонт, какой-то выдающийся. Захотелось увидеть своими глазами. Правда, попасть сейчас «с улицы» в институт нельзя, может, и к лучшему, в итоге пришлось договариваться с ректором, Кариной Левоновной Мелик-Пашаевой, она же стала моим провожатым. Ну, что же? Я потрясен.
На третьем этаже, где идут занятия у режиссеров, открыли старинную кирпичную кладку – здание-то видело Наполеона, а построено было соответственно еще раньше, – поставили новые двери, выкрасили стены в белый и черный (белые – в учебных классах, черные – где играют спектакли), совсем как в недавно открытой Студии театрального искусства Сергея Женовача. Делал тот же дизайнер, и в ГИТИСе уже шутят: это чтобы первокурсники Женовача привыкали... Задний двор, за которым – этого, конечно, уже никто не помнит и своими глазами не видел – сто и точно двести лет назад был сад с прудами... Садов и прудов давно нет, территория занята ЦМШ, но маленький задний двор ГИТИСа наконец очистили от мусора, закатали асфальтом и поставили специальные металлические контейнеры для хранения декораций. 39-ю аудиторию, где обычно играют дипломные спектакли, где играли первые спектакли фоменки и женовачи, наконец отделили дверями, так что можно во время спектаклей продолжать занятия... Появились новые аудитории. Чисто и красиво стало и в Среднем Кисловском, и на Таганке, где тоже всегда коридоры напоминали свалку, а теперь – отремонтировали второй подъезд, сделали вокальный зал, которым уже гордятся педагоги. Мне очень понравилось.
На прощание мне вручили выпущенный год назад в институте толстенный том по истории русского театра с древнейших времен до наших дней. Открыл, начал читать и почти тут же закрыл. Открыл наугад в другом месте – и вновь, как говорилось в одном веселом романе, «заколдобился». Текст, посвященный театру XVIII века, такое впечатление, писался в суровые советские годы: что-то про тираноборчество... Бред, по-моему! Тираноборчество, конечно, тоже было, но сами драматурги об этих своих поползновениях часто и не догадывались. И современники этих пьес также не читали, как не читали они, например, «Вадима Новгородского» Княжнина.
Еще хуже – с театром недавних десятилетий. Про «Служанок» Виктюка автор главы написал, что актеры у него играли женские роли. Это правда, но не сказано, что об этом режиссеров просил драматург, Жан Жене. Спектакль Виктюка начинался с цитаты: «Я считаю, что в «Служанках» играть должны мужчины. Именно мужчины», сперва на французском, потом – по-русски. В другом месте пишется о замечательном актерском квартете в спектакле Театра Вахтангова «Уроки мастера», а перечислены только трое: Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Сергей Маковецкий. Не назван Александр Филиппенко, игравший Жданова. Почему? Если квартет замечательный? И для рецензии-то плохо, а уж в учебнике – плохо совсем.
В четверг вечером отправился в ЦДХ на открытие выставки номинантов Премии Кандинского. Такого столпотворения богатых людей на «классике», пожалуй, не встретишь. В залах – Петр Авен, Шалва Бреус, Виктор Бондаренко, Михаил Каменский... Много интересных работ, первая, которая встречает посетителей, – «Дорога» Александра Бродского: несколько двухъярусных кроватей, между ними – окна, закрытые белыми «плацкартными» занавесочками, за ними – свет, под ними – столы, на каждом – стакан в подстаканнике и ложечка внутри, рядом – прямоугольный кусочек сахара. Занавесочки трепыхаются, ложечки звенят... Рядом – комната девушки, сложенная из трехлитровых банок. На первый взгляд – хрупкая такая конструкция, на поверку оказывается очень даже прочной. Внутрь банок автор сумела уложить, кажется, все ненужные вещи. Естественно, дольше всего публика задерживается в зале с видео АЕСов, которое летом показывали в «Гараже». Приглашенный сделать экспозицию Андрей Ерофеев наверняка получил удовольствие от серии комиксов «на сюжеты» заседаний Таганского суда, посвященных «Запретному искусству». Теперь удовольствие получает публика. Впрочем, самим Ерофееву и Самодурову, думаю, пока не до смеха: заседание Мосгорсуда по их апелляции назначено на 4 октября.