Выступая на Общем собрании Российской академии наук 18 мая, Владимир Путин заверил академиков, что государство в них нуждается как в ресурсе модернизации. Ресурс и вправду бесценный. Достаточно сказать, что академики РАН живут на 13 лет дольше рядовых россиян мужского пола. Фото РИА Новости.
Прошлая неделя запомнилась событиями в мире российской науки. Правда, новой частицы или хотя бы наночастицы наши ученые пока не открыли, тут как всегда, но кое-что все-таки произошло. Если располагать эти события не в хронологическом порядке, а по степени важности, то самым важным следует признать происходившее во вторник Общее собрание Российской академии наук. А самым важным событием на этом собрании был визит Владимира Путина.
Чего ждал от Путина академический люд? Ну, конечно, ждали, что тот объяснит им, на каком они свете, а то из-за последних событий это стало вообще непонятным – тут тебе и урезание бюджета РАН, и внезапный перенос акцента с академической на университетскую науку, и выделение на нее солидных финансов┘ Ждали, может быть, какого-нибудь подарка, хотя что может подарить премьер академикам, даже и представить себе не могу – ну не денег же! Но уже само появление Владимира Владимировича в академических стенах (пусть и не первое, но в такой критический момент) расценивалось как знаковое событие. Поэтому на Путина был аншлаг.
В своем выступлении премьер заверил академиков в совершеннейшем к ним почтении со стороны правительства, заявил о том, насколько они необходимы России на ее нынешнем модернизационном этапе, призвал академию сосредоточить финансы на прорывных направлениях, «а не размазывать их тонким слоем по хлебушку, да так, что и масла не видно». С этим, кстати, в своем ответном слове категорически не согласился президент РАН Юрий Осипов, который за почти 20 лет своего сидения в президентском кресле ни разу не внял аналогичным призывам, а все продолжал размазывать и размазывать.
Без всякой иронии – премьер говорил много, умно и по существу, однако корреспонденту «НГ» показалось, что, в сущности, ничего нового он не сказал. Да и что тут скажешь!
Так же мало нового прозвучало и в большинстве других выступлений на собрании. Общий настрой этих выступлений можно охарактеризовать такими словами: «Российская академическая наука развивается, становится все сильнее и все больше отстает от западной».
Кстати, некоторые ожидали, что на Общем собрании РАН будет обсуждаться скандал вокруг изобретателя Виктора Петрика и его знаменитых фильтров для очистки воды от любых загрязнений, в том числе и радиоактивных. Напомним, скандал этот разгорается уже много месяцев, и конца ему пока не предвидится. Многие ученые считают Петрика шарлатаном, но в соавторах петриковского патента на фильтр значится еще один изобретатель по имени Борис Грызлов, а сами фильтры попали в госпрограмму «Чистая вода» и будут теперь внедряться по всей стране с бюджетом в 15 трлн. руб.
Может быть, поэтому, а может, и по какой другой причине ситуацию с Петриком обсуждать на Общем собрании не стали. Но за день до собрания Петрик сам напомнил о себе, причем громко – он подал в суд сразу на несколько газет и нескольких журналистов, требуя от них компенсацию на сумму 21 162 700 руб. Ответчики – а среди них информационное агентство «Росбалт», «Комсомольская правда», «Новая газета» – недоумевают и никак не могут понять, в чем их обвиняют, поскольку, как они заявляют, обвинения строятся не на собственных словах журналистов, а на тех местах, где они цитируют другие источники.
Конечно, на этом свете все может быть – человек, отсидевший срок по 13 статьям УК, в том числе за мошенничество, в принципе может стать гениальным изобретателем и совместно с другим изобретателем создать в домашних условиях уникальный фильтр с удивительными свойствами, которых официальная наука пока объяснить не может, а потом злые бездари из академии и коррумпированных СМИ начнут его за это преследовать. Но почему-то никаких чувств, кроме гадливости, эта ситуация не вызывает. И разбираться с ней не хочется. И, действительно, уж лучше пусть суд разбирается – если захочет разобраться и если ему позволят.
Потому что совсем непонятно, чем завершится этот скандал. Ведь если Петрик выиграет иски, поднимется грандиозный шум, причем не только в России, и перед этим шумом нынешний покажется тихим журчанием ручейка. Если Петрик проиграет, то фактически будет признан жуликом, и придется как-то решать вопрос с его соавтором (ведь пальцами тыкать станут – а, это та партия, где Грызлов!), да и с 15 триллионами, выделенными на проект, который уже по суду будет признан жульническим, тоже что-то надо будет предпринимать. Скорее всего скандал попытаются спустить на тормозах, но тоже совершенно не ясно, как это сделать – после появления иска момент для тормоза, похоже, уже упущен.