Премьер-министр внял просьбам Алисы Фрейндлих и пообещал помочь БДТ.
Фото ИТАР-ТАСС
Все главное, судьбоносное и смыслообразующее в культурной жизни на минувшей неделе, мне кажется, происходило не в Москве, а в Петербурге. В консерватории выбрали нового ректора. Неожиданностей эти выборы не принесли. И это не странно, если знать, что подготовка к этим выборам шла полтора года: после того как коллектив консерватории выразил исполняющему обязанности ректора недоверие, был распущен старый и собран новый ученый совет, дату выборов несколько раз переносили. И вот наконец 16 декабря народный артист России скрипач Сергей Стадлер потерял приставку и.о. и стал полноценным ректором. Среди первоочередных задач, о которых заявил новоизбранный ректор Петербургской консерватории, – строительство нового корпуса и подготовка к празднованию 150-летнего юбилея вуза. В одном из ближайших номеров «НГ» мы планируем опубликовать интервью с Сергеем Стадлером.
На этой неделе выбирать ректора будут в московском ГИТИСе. Кандидатов два – и.о. ректора и долгие годы проректор по научной работе Карина Мелик-Пашаева и профессор кафедры менеджмента, генеральный продюсер театра Et Cetera и генеральный директор Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский. На днях мне довелось разговаривать с Геннадием Дадамяном, поддерживающим кандидатуру Смелянского, который с печалью заметил: ему и в голову не могло прийти, что вокруг выборов ректора Российской академии театрального искусства так много будет разговоров о национальном вопросе. Просто – взрыв ксенофобии. Противники Мелик-Пашаевой, когда исчерпываются все аргументы – мол, фигура не та, не всероссийского масштаба, взрывной характер, не подходящий руководителю, финансовые злоупотребления (на эту тему накануне выборов на все педагогические столы легло письмо бывшего проректора, принятого и снятого Мелик-Пашаевой), – обращаются к последнему: нельзя отдавать институт в руки армянам (конечно, не все, не все пользуются этим аргументом, но и такой мне приходилось слышать). То же и со Смелянским: тут тоже много неправды, поскольку его имя пытаются связать с какой-то одной группировкой, которая будто бы и ведет его сейчас в кресло ректора... И когда все аргументы исчерпаны, машут главным: ГИТИС – еврею? Так и хочется возразить: простите, а кому еще? Или еврею, или армянке... Был бы русский кандидат, отдали бы русскому, хотя, конечно, неприличен сам этот разговор. Тем более в театральной среде, где давно все смешалось и вокруг – одни космополиты...
Другая петербургская новость – из БДТ. Алису Фрейндлих впору вставлять в рейтинги лучших лоббистов России: неделю назад, 12 декабря, во время встречи с Владимиром Путиным в Эрмитаже актриса посетовала, что театр, в котором она служит уже больше четверти века, вернее его здание, находится в плохом состоянии, попросила помочь. А уже в прошлую пятницу премьер-министр заехал в Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова, чтобы собственными глазами убедиться в том, что театр нуждается в безотлагательном ремонте. Убедился. И принял решение: Минкультуры РФ выделит 200 млн. руб. на реставрацию здания БДТ, ремонт, не связанный с «переселением» коллектива, начнется следующей весной. «В 2011 году изыщем уже необходимые деньги для полномасштабного ремонта и в 2011–2012 годах этот ремонт проведем», – сказал Владимир Путин. На это время нужно будет найти большую сцену для основной труппы, добавил он. Кроме того, театру помогут с гастролями – по России и за рубежом. Впрочем, уже в мае следующего года обещают ввести малую сцену для экспериментальных работ на Каменном острове. Ремонт с реконструкцией, реставрацией и перевооружением сцены планируют завершить в 2012 году, так что полтора или даже – при неблагоприятном развитии событий – два года театр будет жить «на чемоданах» и пока непонятно где. В Петербурге, разумеется, имеются большие гастрольные площадки – ДК «Выборгский», дворец культуры «Карнавал», но «закрепить» тот или другой надолго за БДТ? А где тогда?
Как бы то ни было, у Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации к миллиардам, которые еще потребуются для постройки новой сцены Мариинского театра, добавятся еще 1,5 млрд. руб., которые планируют потратить на ремонт и реконструкцию БДТ. Не знаю, стоит ли в этой связи напоминать, что миллиард с хвостиком, которые были выделены в свое время МХТ имени А.П.Чехова, потратить без скандала не удалось.