На минувшей неделе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл развил активную дипломатическую деятельность. 1 июля, в среду, он принял в своей резиденции в Москве делегацию Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Зугдидским и Цаишским Герасимом (Шарашенидзе). О том, к каким конкретным договоренностям пришли представители двух Церквей, ничего не сообщалось. Однако после того, как Россия и Грузия разорвали дипломатические отношения, обмен церковными делегациями стал единственным способом вести двусторонние переговоры между двумя странами. Похоже, обеим Церквам дорог факт общения сам по себе. Но для того, чтобы достичь реальных результатов в урегулировании военно-политического кризиса на Кавказе одних церковных усилий мало, необходима воля политического руководства, причем не только России и Грузии, но и Абхазии и Южной Осетии.
После того, как делегация Грузинской Церкви отбыла из Москвы, Патриарх Кирилл занялся перезагрузкой российско-американских отношений. В пятницу, 3 июля, он встретился с послом США в России Джоном Байерли. «Даже в самые трудные времена холодной войны христиане Соединенных Штатов и Советского Союза сохраняли добрые отношения», – сказал глава Русской Церкви американскому дипломату и пожелал, чтобы «сердца россиян и американцев были ближе друг другу».
Выразив надежду на то, что визит Барака Обамы в Москву будет способствовать улучшению отношений между США и РФ, Патриарх Кирилл в субботу, 4 июля, отправился в гости к Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Среди православных в России он как раз считается американским протеже, а у многих в памяти остался его прошлогодний визит в Киев, который чуть было не привел к серьезному обострению взаимоотношений между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за юрисдикционной принадлежности православных Украины.
Завершающийся сегодня визит Патриарха Кирилла в Турцию - это его первая зарубежная поездка в сане предстоятеля Церкви. Она преследовала две основные цели. Первая - протянуть «руку дружбы» Константинопольскому Патриархату, в котором Русская Церковь на протяжении десятилетий не без оснований видела своего основного конкурента в православном мире. В 1990-е годы из-за споров о юрисдикции православных в Эстонии даже произошел своего рода разрыв дипотношений: Московский Патриарх на время прекратил молитвенное поминовение своего Константинопольского собрата. Каковы же причины нынешнего потепления отношений? Дело в том, что в середине июня представители Русской и Константинопольской Церквей пришли к компромиссу по вопросу духовного окормления православных в эмиграции (например, русскоязычных православных верующих в Западной Европе). Русская Церковь согласилась с константинопольским проектом устройства епископских собраний под председательством греческих иерархов в тех регионах мира, где верующие живут в национальных диаспорах. Взамен, по неофициальной информации, Константинополь пообещал не вмешиваться в дела украинского православия и не принимать в общение украинских самостийников во главе с непризнанным Киевским Патриархом Филаретом.
С двухмиллионной русскоязычной диаспорой в Турции была связана вторая цель визита Патриарха Кирилла в эту страну. После переговоров с представителями турецкого правительства и с Патриархом Варфоломеем глава РПЦ объявил, что был найден «общий правильный подход» к пастырскому окормлению русскоязычных православных в Турции. Хотя это и каноническая территория Константинопольского Патриархата, по статусу ему запрещено вести миссионерскую деятельность вне греческой православной общины. Верующие Московского Патриархата, находящиеся в Турции летом на отдыхе или проживающие постоянно, таким образом лишены возможности принимать участие в церковной жизни. Теперь же не исключено, что скоро в Турции у РПЦ появятся свои собственные священнослужители...