Грузии вполне хватает внутреннего противостояния.
Фото Reuters
Надо бы посмотреть астрологический календарь за прошедшую неделю. Наверняка для стран СНГ было что-то про воинственный Марс. Везде неспокойно, напряженно и тревожно.
Очередные противоречия между Москвой и Минском обернулись «молочно-газовой войной». И если с животноводческой продукцией удалось найти по некоторым пунктам общий язык, то газовые перипетии, очевидно, только разворачиваются. Москва говорит о накопившемся многомиллионном долге, Минск отрицает их наличие, ссылаясь на некую устную договоренность между главами государств.
В Молдавии назначили дату новых выборов парламента – 28 июля. Если по их итогам ни одной политической силе не удастся сформировать большинство, необходимое для дальнейших выборов президента, то страна может погрузиться в тяжелый внутриполитический кризис. Молдавские коммунисты выступили с недвусмысленным предупреждением о возможном военном противостоянии, потере государственности, разделе страны ближайшими соседями.
Армения и Азербайджан в очередной раз обвинили друг друга в нежелании найти компромисс по Нагорному Карабаху и перешли на воинственную риторику: Баку объявил о способности решить ситуацию силой, Ереван парировал – попытаетесь, получите так, что мало не покажется.
Грузию захлестнула волна публикаций о готовящейся российской атаке. Поводом послужили военные учения на Кавказе. Аналогию с событиями годичной давности провела не только местная пресса, но и западная, а влиятельная Times вынесла приговор в духе того, что новая российско-грузинская война кажется неминуемой. Впрочем, Грузии и внутренней «войны» между властями и оппозицией, продолжающейся третий месяц, с лихвой хватает.
В неспешной Центральной Азии напряженность подступила также неспешно. Вначале были таинственные взрывы в Андижане и Ханабаде. Местные власти после расследования объявили их террористическим актами и спешно стали укреплять государственную границу с Киргизией, уверяя, что именно из этой страны в Узбекистан проникли террористы.
Бишкек поначалу обиделся. Выступил со специальными заявлениями о том, что никаких религиозных экстремистов в Киргизии нет. Но потом в течение недели стал перебрасывать на юг наиболее боеспособные подразделения. И было для чего. В Джалал-Абаде разгорелся настоящий бой, в ходе которого погибли военнослужащие и пять исламских радикалов. Причем, по данным следствия, в отряде боевиков, очевидно, было больше – на такое предположение навело количество вещей, найденных после боя, и, видимо, остальным удалось скрыться.
И в конце минувшей недели наступил черед Таджикистана. Здесь были арестованы сразу 40 салафитов – последователей радикального исламского течения, со своим духовным лидером. По данным «НГ», аресты в Таджикистане продолжаются – в высокогорных районах республики активизировались ветераны гражданской войны 1992–1997 годов, вокруг которых стала группироваться местная молодежь. По иронии судьбы в выходные Душанбе отмечал очередную годовщину подписания общегражданского договора о мире и согласии. Праздник – праздником, а в регионе, похоже, наступили тревожные будни.