0
1026
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

29.12.2008 00:00:00

В культуре: Существенные потери

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом культуры "НГ"

Тэги: культура


культура «Виртуозы Москвы» понесли потери перед новогодними концертами.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Неделя запомнится потерями, в культуре – существенными. В понедельник больше всего говорили о нападении на двух музыкантов из оркестра «Виртуозы Москвы». Оба в тяжелом состоянии лежали в тот момент в больницах. Нападения скорее всего друг с другом не связаны, но от этого не легче. К середине недели, правда, объявили о задержании нападавших и о том, что похищенная скрипка тоже обнаружена. Рост агрессии свидетельствует о кризисе куда ярче, чем все заверения в том, что кризиса у нас и в помине нет. Или только в помине и наличествует...

Невосполнимые потери: в Париже умерла Валентина Кропивницкая, жена Оскара Рабина. Из знаменитой лианозовской школы, то есть это – бульдозерная выставка и, конечно, много чего еще. В Москве в пятницу скоропостижно скончался Николай Афонин, до недавнего времени – ректор Щепкинского театрального училища, с позапрошлого года, когда появилась эта должность, – президент этого же самого училища. А в Лондоне умер Гарольд Пинтер, выдающийся драматург, нобелевский лауреат.

С Николаем Николаевичем Афониным в Малом театре попрощаются завтра. Он был замечательным театральным педагогом школы Малого театра, которая, если можно так сказать, не только себя привыкла обслуживать. Вот и ученики Афонина – очень разные – Анатолий Белый, Петр Красилов, сестры Арнтгольц, Влад Маленко... Первое, что видят те, кто переступает порог Щепкинского училища, – слова Михаила Семеновича Щепкина: «Священнодействуй или убирайся вон!» – такую альтернативу великий русский актер предлагал коллегам. Афонин к театру, к сцене относился с таким вот старорежимным трепетом – пожалуй, с таким только отношением и можно преподавать и руководить старейшей театральной школой России. Можно назвать его человеком несколько старомодным: на днях вот отмечали столетие Плятта, который болезненно относился к, например, водолазкам, полагал, что актер всегда должен быть в костюме, сам носил галстук и бабочку. Вот и Афонин следовал таким вот правилам... В театре же общение всегда складывается сложно – искренность не входит в число обязательных актерских добродетелей, а в разговоре с Афониным можно было быть уверенным в его человеческой искренности, и высокопарность, и пафос были частью его редкой по нынешним временам – а особенно редкой в театре – человеческой натуры, точно сам он был из спокойного, в ином ритме существовавшего ХIХ столетия... А умер скоропостижно, стало плохо в машине и – всё.

Пинтер – все знали – давно и тяжело болел, из-за болезни отменял интервью и даже за Нобелевской премией не поехал – отозвался видеообращением. И был поражен, что его услышали. Часто Нобелевский комитет упрекают в избыточной политизированности выбора, премия Пинтеру – как раз из таких, вызывающих сомнения. Он был и вправду выдающимся драматургом, одним из величайших в ХХ веке, но за несколько лет до того, как его заметил Нобелевский комитет, официально объявил о завершении драматургической карьеры. Писал стихи, в которых клеймил Джорджа Буша (въезд в США ему в итоге был запрещен), Тони Блэра (за Ирак и прочие «достижения» Пинтер требовал, чтобы Блэру объявили импичмент). Два года назад Пинтер, модельер Николь Фархи, писатель и актер Стивен Фрай создали еврейскую организацию, которая заняла особую позицию по израильско-палестинскому конфликту. А нынешней осенью, уже незадолго до кончины, успел осудить Буша за то, что поддерживает Грузию: «Мне кажется очевидным, что российское вторжение в Южную Осетию было ответом на грузинское вторжение в эту страну. Поэтому я могу найти существенные оправдания российскому вторжению. Настоящие глубины политического лицемерия открываются мне в том, что западные державы под предводительством Буша фактически обвинили Россию во вторжении в суверенное государство. По-моему, это не просто жалко, это почти смешно. Из всех людей на земле именно Буш, кажется, совершенно забыл о том, что сам вторгся в Ирак в 2003 году и на его совести смерть более миллиона людей. И то, что Буш порицает Россию за вторжение в суверенное государство, переходит всякие границы приличия». Но при всей политизированности Нобелевский комитет умеет точно формулировать. Пинтера наградили за то, что вернул театру его основные элементы – замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги, где люди оставлены на милость друг друга и ложь невозможна. Это так точно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
823
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
867
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1246
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1107

Другие новости