На минувшей неделе в очередной раз были поставлены под вопрос российско-молдавские отношения. Вернее, не сами отношения, а их характер. Дело в том, что президент Молдавии Владимир Воронин, в сентябре в Сочи на встрече с Дмитрием Медведевым открыто демонстрировавший приверженность новому курсу Кишинева на Москву, сделал заявление, позволившее его оппонентам уличить его по крайней мере в неискренности. Выступая на одном из молдавских телеканалов в программе «Беседы с президентом», Воронин сообщил своему народу, что Молдавию с Россией связывает только газпромовская труба. Да и то, по мнению президента, цены, по которым Молдавия покупает газ у России, выше, чем у любой другой страны СНГ. Это, по мнению Воронина, прямое следствие того, что в 2003 году он (Воронин) отказался подписать предложенный Кремлем план урегулирования приднестровского конфликта, известный как «меморандум Козака». При этом молдавский лидер отметил, что Евросоюз предоставляет Молдавии «более широкую гамму интересов». «Ничего не должно уводить Молдавию в сторону от интеграции в Евросоюз, которую поддерживают 80% населения республики», – подчеркнул Воронин.
«Сейчас нам дают зеленый свет для подписания в первом полугодии 2009 года нового соглашения с ЕС – Договора об ассоциированном членстве. Это даст очень много новых преференций в отношениях с Евросоюзом, которые очень нужны нашей стране», – отметил глава молдавского государства.
Несмотря на то что Воронин оговорился, заметив, что европейская интеграция Молдавии ни в коем случае не является противопоставлением кому-либо или препятствием в отношениях с Российской Федерацией или другими партнерами, местные политики отметили: президент вновь недоволен Москвой. Местные эксперты полагают, что это связано с торможением приднестровских переговоров. После встречи в Сочи с президентом России Владимир Воронин полагал, что российское руководство задействует рычаги давления на Тирасполь и приднестровская сторона возобновит переговоры по урегулированию конфликта, которые были заморожены два года назад. Молдавский президент, ссылаясь на договоренности с российским коллегой, пообещал своим избирателям: объединение страны состоится до конца текущего года и на условиях Кишинева. При этом Приднестровью была обещана широкая автономия и возможность вместе с Молдавией интегрироваться в Евросоюз. Однако расчет Воронина на скорую капитуляцию приднестровцев не оправдался: в Тирасполе все время находят причины для переноса сроков диалога. Нынешнее заявление Воронина по российской трубе отодвинет перспективу переговоров еще дальше. По крайней мере упреки в адрес молдавского президента уже зазвучали, причем не только с левого берега Днестра.
Руководитель отделения Молдавии и Приднестровья Ассоциации православных политологов России Владимир Букарский на днях напомнил Воронину о православных связях молдавского и русского народов, а также о награде, которую молдавскому президенту в этом году вручил Алексий II. «В связи с этим мне представляется весьма сомнительным, что Республика Молдова вступит в ЕС вместе с Приднестровьем, по крайней мере с действующим президентом», – резюмировал Букарский.