Главное событие прошлой недели – пятничное выступление президента Владимира Путина на Госсовете. Сегодня ясно одно: это не прощание. Это вступительное слово к новой должности нынешнего главы государства. Так к ней и следует относиться.
В тени заседания Госсовета вдруг проклюнулся нежный росток гражданского общества. Прочно закатанная в асфальт общественная жизнь неожиданно всколыхнулась – читинский сиделец и бывший олигарх Михаил Ходорковский объявил голодовку, чтобы привлечь внимание к узнику «Матросской Тишины» и бывшему сослуживцу Василию Алексаняну, умиравшему от рака в СИЗО. Добиться перевода в специализированную клинику для экс-менеджера ЮКОСа было очень непросто. Власть ненавидит любые формы давления, а Ходорковский на власть давил и этого не скрывал. Даже еще хуже: он взывал к совести тюремщиков. Смешно, но давление заключенного увенчалось успехом. Может, потому, что было понятно: Ходорковский – не Рогозин, голодовку под благовидным предлогом не прекратит. И тогда миру предъявлены будут две смерти, ни одна из которых не украсит юную российскую демократию.
Организаторы изысканной пытки Алексаняна (напомним: следователи утверждали, что заключенный получает в СИЗО (!) все необходимое лечение) не учли и еще одного фактора. Наши суды повысили степень актуальности поговорки: «От сумы да от тюрьмы...» То есть граждане, оказавшиеся в курсе событий, живо примеряли ситуацию на себя – и содрогались от ужаса. Злорадствовали немногие.
Может, потому еще, что благодаря усилиям все того же Владимира Путина капитализм в стране не задохнулся. И поэтому в обществе растет уважение к частной собственности. И все труднее становится убедить граждан в опасности олигархического поворота. Ненависть-зависть к олигархам становится анахронизмом, уделом неудачников. Растущему среднему классу требуется не дележ чужого богатства, а институты гражданского общества, чтобы реализовать свои права. В частности – свои политические партии.
На этом фронте, правда, спрос обгоняет пока предложение. Две старейшие либеральные структуры – СПС и «Яблоко» – на прошедшей неделе объявили бойкот выборам президента. Можно понять обиду правых на ущербную избирательную систему, позволившую власти бесконтрольно устранить с политической арены слабых игроков. Но: где такая нора, где можно спокойно отсидеться, пока само собой возникнет в России развитое демократическое государство? Нет такой норы у политика. Или нет политика. Никто и никогда не обещал аутсайдерам «зеленую волну». Результатом бойкота, вероятно, станет его отсутствие: не может всерьез рассчитывать на массовую порчу бюллетеней партия, рейтинг которой не выбивается за 1%.
Политика делает принципиальность и позитивность позиции. Тогда трава ломает асфальт. Пока партийные лидеры-демократы откладывают съезды из опасений внутрипартийных дискуссий, заключенный, не обладающий ни партийной кассой, ни аппаратом, ни прессой, спасает жизнь другому заключенному только лишь своей твердостью и репутацией.