Прошедшая неделя прошла под знаком формирования, хоть и условного, будущей Думы. Три партии из четырех, имеющих сегодня думские фракции, выложили на стол свои списки, включая первые тройки. Одновременно прошли съезды тех структур, которые почти наверняка в Думу не попадают. Или, возможно, попадут. И вот что симптоматично. Сконцентрировавшись на небольшом временном пространстве, партийцы обеих категорий – и «проходные», и «непроходные» – продемонстрировали нам свое мнение об избирателе. Оно оказалось невысоким.
Спешный предвыборный размен фигурами (из того, что на слуху: Митрофанов перешел из жириновцев в эсэры, Харитонов – из аграриев в коммунисты, Василий Шандыбин – обратный маневр) снова напоминает о зыбкости партийных платформ. Происходит не борьба идей, а конкурс харизматиков. Интрига вокруг партийных списков напоминает закрытое первенство по игре в покер: партийные лидеры отчаянно блефуют, заранее набивая цену своим потенциальным выдвиженцам, и не слишком заботятся об их политической совместимости с собственными программными установками.
Продолжается охота на раскрученные имена. Сходство с шоу-бизнесом усугубляется скандалами, два из которых случились опять-таки на прошлой неделе. Один может обернуться дивидендами для ЛДПР (включение в первую партийную тройку Андрея Лугового), другой уже нанес серьезный имиджевый ущерб «Союзу правых сил»: попытка выдвижения Андрея Сычева едва не вызвала раскол в рядах СПС.
Только «Единой России» незачем суетиться. И Москва, и ближайшее Подмосковье уставлены баннерами с названием партийной программы, куда входит имя действующего президента. Битва выиграна до начала сражения.
Соревнование такого рода закономерно – ни одна из партий не является, строго говоря, представительницей определенной социальной группы. Партийные программы предназначены ими, судя по громоздким путаным текстам, не массовому избирателю, а Росрегистрации. На политическом прилавке не появилось ни одного сколько-нибудь яркого лозунга, за которым стояла одна-единственная, но близкая электорату идея. Основанная не на отрицании и стремлении снова разделить «награбленное», а нацеленная решить пусть одну, но важную задачу. Единственная партия – СПС, на пятничном съезде провозгласившая ориентацию на ценности отечественного бизнес-сообщества, продолжает утопать в многочисленных равноценных лозунгах, правильных по сути, но убивающих на корню целостность партийной кампании.
Гражданам представлены не идеи, а громкие имена. Однако опыт у электората на этот счет уже есть. Прошлая Дума, имевшая рейтинг на уровне статпогрешности, переполнена была знаменитостями, позже не появлявшимися в зале заседаний и благополучно передоверившими свои карточки для голосования партийным функционерам. Сегодняшняя ставка на звезд может не оправдаться: страну плавно выносит в русло общечеловеческой цивилизации, происходит формирование среднего класса, представители которого скептически относятся к попыткам «завербовать» их на таком примитивном уровне.