На минувшей неделе случилась смешная грузино-российская война. Хотя ее можно назвать и российско-грузинской, если верить заявлениям официального Тбилиси по поводу того, кто всю кашу заварил. По мнению высокопоставленных грузинских чиновников, «агрессором» в данном случае выступила Россия, которая в ночь на 7 августа обстреляла с воздуха село Цителубани. По счастливой случайности никто в результате не пострадал, но ведь могло случиться все.
Ситуация усугубилась тем, что злополучная ракета упала неподалеку от непризнанной республики Южная Осетия, которая немедленно отреагировала собственной версией: автором инцидента является не кто иной, как Грузия, которая нагнетает обстановку в зоне грузино-осетинского конфликта не случайно. Скоро, как говорят в Цхинвали, должно быть принято решение ООН по Косово, каким оно будет, можно предположить. Если косовары получат автономию, в Южной Осетии и Абхазии это будет воспринято как разрешение к началу процедуры легитимизации самопровозглашенных республик. По мнению руководителей Южной Осетии, Тбилиси такая перспектива не устраивает, и именно этим, дескать, объясняется провокационное поведение грузинской стороны.
Тему инцидента как спектакля, режиссером которого стали грузинские власти, подхватили в Москве. В субботу вице-премьер РФ Сергей Иванов, комментируя очередной грузино-российский скандал, назвал историю с падением якобы российской ракеты «театральной постановкой, срежиссированной непрофессионально». Кто был автором нашумевшего «обстрела», неизвестно, и тайна сия вряд ли будет когда-то раскрыта. Дело в том, что грузины уничтожили единственную улику, подорвав неразорвавшуюся Х-58. В чем никто не сомневается, так это в типе снаряда, упавшего на Цителубани. Кто его сбросил и с чьего самолета, останется предметом, по сути, беспредметного спора между грузинскими и российскими военными.
Между тем к расследованию инцидента подключились американские эксперты. Об этом в субботу вечером сообщил глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, который утром после случившегося напрямую обвинил российскую сторону в нарушении воздушного пространства Грузии и обстреле ее территории. Это заявление, как известно, даже в самой Грузии вызвало неоднозначную реакцию. Экс-глава грузинского МИДа Саломе Зурабишвили не исключила, что случай с ракетой придуман и реализован самим Мерабишвили.
Теперь глава МВД Грузии надеется на поддержку американских спецов. Накануне Грузия обратилась в ООН с просьбой вынести на рассмотрение вопрос обстрела РФ грузинской территории, однако получила отказ. Евросоюз также не захотел вмешиваться в расследование не совсем понятного дела, в котором к тому же, кроме воронки от упавшей ракеты, других следов не осталось. Однако американцы все же прибыли на место происшествия, и изучать им придется только данные радаров, которые как бы засекли над Грузией чужие объекты, но чьи, непонятно. Между тем вызывает вопросы поведение не только грузинской стороны, но и российской. Командующий российскими МС в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов заявил, что наши военные также зафиксировали неопознанный летающий объект над зоной конфликта и даже сделали об этом запрос грузинской стороне, но почему-то заявление это прозвучало не сразу, а на третий день после инцидента. Теперь российские военные говорят о готовности сотрудничать с Министерством обороны Грузии в расследовании обстоятельств инцидента. Так что при благоприятном раскладе расследовать случившееся могут три стороны – грузины, американцы и мы. Но что они могут доказать, если нет самого объекта расследования?