Фото Milos Miskov/Anadolu Agency/Getty Images
К началу третьего десятилетия XXI века Балканы подходят в состоянии очередной политической эскалации. Президентские выборы в Хорватии под католическое Рождество выявили превосходство кандидата от оппозиционной Социал-демократической партии Зорана Милановича, который уже после 5 января, когда намечен второй тур, может сменить популярную (больше благодаря своей фигуре) Колинду Грабар-Китарович.
В Северной Македонии на 12 апреля намечены внеочередные парламентские выборы, которые премьер-министр, социал-демократ Зоран Заев объявил сразу, как только услышал заявление французского лидера Эмманюэля Макрона об отсутствии перспектив вступления в Евросоюз для соискателей Западных Балкан в ближайшей и среднесрочной перспективе. И сделать по-другому Заев просто не мог – зачем, спрашивается, гордые македонцы смирялись со сменой названия страны в угоду Греции, если Северную Македонию, так же как и прежде Македонию, опять не хотят принимать в ЕС? На фоне низкой явки (37%) и, как следствие, несостоявшегося референдума об изменении названия страны 30 сентября 2018 года, когда в Скопье прилетал весь брюссельский бомонд, слова французского президента этой осенью стали пощечиной для рядовых македонцев. Скорее всего на грядущих выборах большинство будет на стороне противников переименования из консервативной части партии экс-премьера Николы Груевского, так что действующему премьеру придется сильно постараться, чтобы сохранить свой пост на ближайший срок. Cам Груевский вынужден был в конце 2018 года из-за преследований на родине эмигрировать в Венгрию, где находится в статусе политического беженца по сей день.
Политическая жизнь в Сербии в уходящем году была довольно насыщенна и главным образом заключалась в противостоянии немногочисленной, но агрессивной оппозиции с президентом Александаром Вучичем. Практически каждую субботу с декабря 2018 года сербские оппозиционеры митинговали против политики действующей власти в самых разных областях – от вопросов равномерного доступа к телеэфиру до переговоров по теме возможного разграничения Косово. При этом использовалась распространенная прежде в других странах тактика стратификации протестов – когда каждую неделю по своей отдельной проблеме выступала определенная группа граждан – от «погорельцев» и жертв строительной мафии до почтальонов и «обделенных» ветеранов боевых действий последних 30 лет бывшей Югославии. Результатом подобных диверсифицированных выступлений обычно бывает объединение усилий всех групп ущемленных граждан в день икс. Это называется цветной революцией и вполне может готовиться сербскими оппозиционерами накануне или сразу после запланированных на 26 апреля 2020 года парламентских выборов.
Оппозиция в лице «Союза за Сербию» пока упорствует в своем нежелании участвовать в выборах, выступая за бойкот волеизъявления. Очень вовремя появившиеся добровольные переговорщики из числа депутатов Европейского парламента – прежде всего представитель Словении Таня Файон – уже уговорили председателя Народной Скупщины Майю Гойкович перенести дату выборов на месяц с тем, чтобы оппозиция успела к ним «лучше» подготовиться». В то же время, согласно социологическим опросам, в новый созыв сербского парламента проходят только Сербская прогрессивная партия Вучича (52%), Социалистическая партия Сербии министра иностранных дел Ивицы Дачича (10%), тот самый «Союз за Сербию», который объединил в себе непостижимым образом ультралибералов и ультраконсерваторов (9%), и партия известного актера, местного аналога и тезки Сергея Шнурова, Сергея Трифуновича «Движение свободных граждан» (6%). За бортом Скупщины остаются Сербская радикальная партия идеолога сербского национализма Воислава Шешеля; Демократическая партия экс-премьера Воислава Коштуницы, переименованная недавно в тематическую «Метлу-2020»; а также ряд либерально-прозападных сил, планомерно угасающих с момента их участия в знаменитой «бульдозерной революции» против Слободана Милошевича 2000 года.
Тем временем настораживает роль, которую все больше играют представители никак формально не относящегося к Сербии Европейского парламента в переговорах между оппозицией и властью страны. В случае реализации худшего сценария именно они станут органом признания легитимности результатов сербских выборов. Хотя в иной ситуации подобную роль могли бы на себя примерить как депутаты обеих палат российского парламента, так и представители Парламентской ассамблеи ОДКБ, куда Сербия входит в статусе наблюдателя.
Уверен, что Кремлю будет не менее Вучича обидно узнать, что выборы в Скупщину Сербии признаны недостаточно легитимными самозваными модераторами в лице отдельных инициативных депутатов Европарламента. Инструмент давления на сербского президента из Брюсселя налицо. Вкупе с применяемыми уже вовсю технологиями подготовки переворота это может быть очень опасным сигналом как для стабильности главной балканской страны, так и для развития российско-сербских отношений на прежнем высоком уровне. Поэтому до балканской весны, которая, уже очевидно, ознаменуется протестами, Москве и Белграду было бы неплохо выработать совместную линию реагирования на возможные угрозы нашим отношениям, начавшим набирать хорошие обороты. Если, конечно, стабильность на Балканах еще стоит на повестке дня.
комментарии(0)