Фото с сайта посольства Франции в Кабуле
В связи со 100-летием государственной независимости в Афганистане сегодня вспоминают короля Амануллу Хана, выступавшего за дружбу с Россией, расширение образования, укрепление национального единства и торжество закона.
Сто лет назад, в 1919 году, афганские войска под предводительством главнокомандующего Надир Шаха разбил наголову значительно превосходящие силы англичан. В том же 1919 году Афганистан первым среди всех государств признал Советскую Республику и предложил Москве подписать мирный договор.
В историческом письме короля Афганистана Амануллы Хана на имя руководителя Советского государства говорилось: «Его Превосходительству, руководителю Великого Российского Государства, Владимиру Ленину! Извещаю Вас о своем короновании и вступлении на престол. Так как Вы, Ваше Величество, взяли на себя почетную и благородную миссию заботиться о мире и благе людей, то я счастлив впервые от имени афганского народа направить Вам дружественное послание. Ваш друг, Аманулла. Кабул, 07 апреля 1919 года».
В ответ Ленин написал молодому афганскому монарху следующее: «Его Величеству Эмиру Афганистана Аманулле Хану! Установлением постоянных дипломатических отношений между двумя Великими народами откроется широкая возможность сотрудничества против всякого посягательства со стороны иностранных хищников на чужую свободу и на чужое достояние. Просим Вас назначить официального представителя в Москву и предлагаем послать в Кабул представителя рабочего и крестьянского Правительства, о немедленном пропуске которого просим Ваше Величество дать распоряжение всем властям. В. Ленин. Москва, 27 мая 1919».
Дружественные отношения между двумя соседними странами стали реальной угрозой для традиционного английского владычества на Востоке. Пытаясь во что бы то ни стало сорвать подписание советско-афганского договора, Великобритания, сломив свою гордость, была вынуждена пойти на уступки Афганистану.
В этом году 19 августа совпадает с юбилейной, 100-летней годовщиной восстановления независимости Афганистана. Нынешнее правительство Исламской Республики Афганистан, в отличие от предыдущих лет, намерено в этом году по всей стране широко отметить это важное для страны и афганского народа событие. Кульминацией мероприятий, посвященных юбилею независимости, будут празднества в только что отреставрированном Дворце короля Амануллы. Этот дворец был почти полностью разрушен в 1990-е годы, во время кровавых междоусобных стычек моджахедов из-за дележа власти.
Напомним, что до прихода к власти моджахедов в начале 1990-х годов, День восстановления независимости отмечался в Афганистане как общенациональный праздник. Праздничные мероприятия по этому случаю по всей стране длились целую неделю, а население радостно принимало в них участие.
Говоря о восстановлении независимости Афганистана, невольно на память приходит имя человека, который непосредственно связан с этим событием: это одна из самых почитаемых исторических личностей в стране - король Аманулла Хан.
Король Аманулла добился у тогдашней Британской колониальной администрации политического признания независимости Афганистана. Очевидно, что если бы молодой афганский монарх не призвал народ к восстанию и борьбе против британского колониализма, а вступил бы в соглашательский сговор с англичанами (как когда-то поступил его отец эмир Хабибулла), нет никакого сомнения, что в итоге Аманулла остался бы на королевском троне до конца своих дней. И покуда того не пожелали бы англичане, никто бы не посмел выступить против него. Однако король Аманулла Хан выбрал другой путь.
Афганистан и афганский народ всегда были для Амануллы Хана важнее личной власти. Он был влюблен в свою родину и мечтал видеть ее благополучной. Примечательно, что в 1929 году король Аманулла принял решение добровольно оставить трон и покинуть Афганистан, чтобы таким образом не допустить скатывания страны в пучину гражданской войны и предотвратить угрозу фрагментации государства.
Но это будет позже, а 24 февраля 1919 года король Аманулла в своем первом после восхождения на трон обращении к народу в районе Мурадхани (расположен в старой исторической части Кабула) сказал, что считает целью своего правления «добиться приобретения полной и безоговорочной независимости государства от Британской империи». «Мой дорогой народ, я эту военную униформу не сниму себя до тех пор, пока Родина полностью не станет свободной, так же я не уберу эту саблю в ножны, пока не укажу агрессору и поработителям их истинное место, – заявил Аманулла Хан. – Дорогой мой народ и мои храбрые войны! Не жалейте свое самое сокровенное, свои жизни ради свободы и независимости отчизны» (Источник: «Серадж-и Товарих», т. 4, глава 3, с. 667).
Как передают очевидцы, слова короля были восторженно встречены жителями Кабула и афганским войском, они сопровождались возгласами одобрения, овациями и криками «да здравствует независимость, да здравствует король Аманулла Хан!». В столице Афганистана царила атмосфера единения и сплоченности, готовности идти в бой с британскими колонизаторами.
Железная воля и решительность короля и его близких соратников, а также массовая поддержка населения страны вынудили англичан признать политическую независимость Афганистана.
После подписания 19 августа 1919 года мирного договора с Британской империей в городе Равалпинди (ныне Пакистан) и по возвращению в Кабул, король Аманулла во дворце Зарафшан (был расположен в самом центре афганской столицы в парке Зарнегар, в настоящее время не сохранился) выступил с речью к народу, объявив о завоевании страной полной независимости.
«Мой решительный народ! Вы наверняка помните, что в день восшествия во власть я, надевая на голову корону Вашего Короля, заявил, что с Божией и Вашей помощью добьюсь полной внутренней и внешней независимости нашей родины, – заявил Аманулла Хан. – Сегодня я благодарен Господу за то, что мне помог достичь поставленной цели! Сегодня такие государства как Турция, Германия, Британия, Россия, Австрия, Бухарский эмир признали нашу независимость, и я Вас всех поздравляю с этой победой!».
После продолжительных аплодисментов, громких поддерживающих возгласов, сопровождаемых патриотическими лозунгами слушателей, король Аманулла продолжил: «Моя Нация! Ради Отчизны, ради Господа Бога, учите науку, ибо только будучи грамотными и образованными, владеющими наукой, люди в современном мире способны достичь успехов в жизни. Надо помнить, что необразованный человек не сможет распознать истину о Боге».
Король Аманулла практически с первых дней своего правления уделял особое внимание ликвидации неграмотности по всей стране, повсеместно и перманентно открывал школы и другие учебные заведения. Особо монарх заботился об образовании афганских девушек, и в целом об участии женщин в управлении государством.
После завоевания независимости Аманулла Хан и его единомышленники поставили своей целью устранение отсталости афганского общества, сосредоточив свои усилия на проведении фундаментальных социально-экономических и политических реформ. Глубоко понимая многовековое расслоение, кое-где граничащее с разобщенностью афганского общества, король особо стал заниматься вопросами обеспечения национального единства государства. Аманулла Хан жестко следил, чтобы при решении социально-экономических и политических вопросов не нарушались бы свободы и права всех без исключения граждан и законы бы применялись ко всем одинаково.
Одной из важнейших задач первой фазы преобразований в стране было проведение конституционной реформы. Проект нового Основного закона Афганистана широко обсуждался представителями народа во время Лойя-джирги (всеафганского собрания народных представителей) 1922 года. Специально для этой цели созванная джирга проходила в городе Джелалабаде под председательством самого короля. После детальной дискуссии на собрании народных представителей проект Конституции в итоге был принят. Таким образом, Афганистан впервые за всю многовековую историю стал обладателем Основного закона.
В главе «Общие права» Конституции страны были зафиксированы такие прогрессивные по тем временам принципы, как равноправие полов и представителей всех социальных слоев и классов, личная свобода, отмена рабства, свобода слова и печати, свобода выбора профессии, право собственности, неприкосновенность жилища, запрещение конфискации имущества, запрещение всех форм пыток, назначение наказания только по закону и др. (ст. 9, 10, 22, 24 Основного закона).
Статья 16 Основного закона гласила: «Все граждане Афганистана в соответствии с предписанием Шариата, настоящего Закона и других Законов, действующих в стране, имеют равные права и обязанности». Статья 113 утверждала, что «в Афганистане любые формы рабства и рабовладения являются категорически недопустимыми». В соответствии с предписанием 113-й статьи Конституции немедленно были отпущены на свободу около 700 человек из числа граждан хазарейской национальности, находившихся у знатных семей кабульцев практически в положении рабов. Хазарейский народ по сей день с особым почтением и благодарностью относится к королю Аманулле.
Как пишет датский историк-хронолог Ост Ольсон, «в Основном законе аманидовского периода были фиксированы те же права и свободы, которые к тому времени имелись только в очень просвещенных западно-либеральных Конституциях»: «Афганская общегосударственная идентичность не затрагивала этнические особенности народов, населяющих страну, и закрепляла за всеми равные права. Новая Конституция страны практически совершила революцию, не только потому, что она впервые в истории Афганистана провозглашала гражданские права, закладывала основы функционирования современной государственной системы и принципы деятельности кабинета министров, а потому, что она ограничивала полномочия самого короля и подчиняла его Закону (ст. 7 Конституции), что в истории и в условиях тогдашнего Афганистана было немыслимо. В то же самое время новый Основной закон страны покончил с автократией и деспотизмом, царившими в стране» (Ост Ольсон. Ислам и политика в Афганистане / Перевод на дари. 1999, стр. 114, 122).
К сожалению, к 1929 году в результате политического кризиса, спровоцированного внутренними, крайне реакционно-религиозными силами, при широкой антикоролевской поддержке извне, прогрессивный шах был вынужден покинуть «Арг» (королевский дворец) и выехать из Кабула в Кандагар. По пути короля Амануллу встречали огромные массы людей самых разных этносов и слоев афганского общества, готовых вступить в кровавую драку с черными силами, развернувшими в стране антигосударственную смуту.
Однако склонный к ненасилию, справедливости и миролюбию, король Аманулла не желал сохранить свою власть с помощью кровопролития. Он отчетливо осознавал, что любое его неверное слово в том наэлектризованном времени могло в одночасье разжечь огонь кровавой гражданской войны. Не желая допустить разжигания гражданской войны, король предпочел покинуть родину и выехать в Италию.
Однако и в эмиграции в Европе Аманулла Хан не переставал привлекать к себе внимание. В том числе, со стороны Адольфа Гитлера…
Адольф Гитлер, руководитель тогдашней нацистской Германии, в разгар своих победоносных кровавых шествий по малым странам Европы, иллюзорно воображая себя фактическим вершителем судеб мира, обратился с письмом к давно отрекшемуся от власти королю Аманулле, который находился в эмиграции в Риме. В письме в адрес бывшего короля Гитлер прямо и без особой дипломатии указывал, что может «в течение 48 часов» вернуть бывшего афганского монарха к власти, при условии что тот и его войско сразу же начнут атаку с южного фланга на позиции советских войск. Берлин при этом брал на себя обязательства оказать афганскому шаху «любую необходимую ему помощь».
Как и следовало ожидать, король Аманулла отверг призыв германского фюрера. В своем ответном письме к Гитлеру король написал следующее: «Уважаемый Адольф Гитлер! Узнал о Вашем предложении. Мы осведомлены, что наши народы своими корнями уходят к древним ариям, и Ваше Высокое государство желало бы помочь королю Афганистана за 48 часов вернуться на королевский трон. Хотел бы в этой связи сообщить, что я ни при каких обстоятельствах не желал бы возвращения на престол и к власти, тем более, если это будет происходить с помощью иного государства, даже если с этим государством мы связаны определенными историческими и другими узами. Я таким своим поступком унизил бы честь и достоинство Высокого афганского народа, что с моей стороны категорически недопустимо. Просил бы принять мои сожаления. С уважением, Аманулла» (Источник: журнал «Аийна» («Зеркало») Афганистан № 120, ст. 93).
Дипломатично отказавшись ввязаться в гитлеровскую авантюру, Аманулла Хан не только показал себя мудрым политиком, но и подтвердил верность данному в 1919 году слову хранить дружбу Афганистана с Россией. Поистине королевский поступок.
комментарии(0)