0
6278
Газета Я так вижу Интернет-версия

30.04.2019 15:37:00

Как подключение США и РФ может повлиять на будущее Косово

Раздел Косово: Pro и Contra

Петр Искендеров

Об авторе: Петр Ахмедович Искендеров, кандидат исторических наук, автор проекта Балканист.ру, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, главный редактор журнала «Вопросы истории»

Тэги: косово, сербия, сша


косово, сербия, сша Фото GettyImages

Широко анонсированная встреча лидеров балканских государств в Берлине 29 апреля по вопросу будущего Косово, как и предполагалось, закончилась ничем. Президент Сербии Александр Вучич в присутствии канцлера ФРГ Ангелы Меркель и французского лидера Эмманюэля Макрона добился от главы самопровозглашенной республики Косово Хашима Тачи только одного – открытого призыва к США подключиться к диалогу. Вряд ли этот призыв порадовал лидеров Старой Европы, считающих себя способными самостоятельно разрешить проблемы на Балканах. В то же самое время, если лидеры Косово настаивают на включении Вашингтона, то руководство Сербии в ответ может пригласить за стол переговоров Москву.

В то же самое время раздел Косово на сербскую и албанскую части в качестве компромиссного решения проблемы нормализации отношений Белграда и Приштины приобретает все более реальные очертания. Несмотря на сохраняющиеся у сторон различия в трактовке масштабов и конкретного наполнения указанного соглашения, а также осторожную позицию руководства Европейского союза, представляется вероятным достижение соответствующей договоренности уже в течение текущего года.

Основной камень преткновения заключается в том, какие именно территории будут вовлечены в процесс разграничения и обмена и под какие гарантии. Согласно планам Хашима Тачи, соответствующее разграничение должно носить «пакетный» характер и предусматривать комплексный обмен территориями, включая в себя как населенные сербами северокосовские общины Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток (примерно пятая часть территории Косово), так и населенные преимущественно албанцами и прилегающие к Косово южносербские общины Буяновац и Прешево. Соотношение сербов и албанцев в этих общинах характеризуется следующими данными: в Прешево – 89% албанцев и 9% сербов, в Буяноваце – 55% албанцев и 34% сербов.

Сербский президент Александар Вучич потенциально был согласен на раздел Косово с возвращением Белграду контроля над северными районами края, но при этом он настроен против «автоматического» распространения обмена на южносербские общины Прешевской долины.

Нет единства по данному вопросу и за пределами Балкан. Германия и Франция изначально заявили о неприятии территориальных разменов как таковых, поскольку это может привести к эскалации напряженности в Македонии и Боснии и Герцеговине. «Территориальная целостность государств Западных Балкан уже сформировалась и не может быть изменена», - подчеркивает федеральный канцлер Ангела Меркель.

За соглашение наиболее активно выступают США. «Наша позиция заключается в том, что если обе стороны готовы выработать компромисс между собой и достигнуть соглашения, то со своей стороны мы не станем исключать возможность изменения границ», - подчеркнул помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

Из европейских стран в поддержку раздела Косово как средства нормализации отношений Белграда и Приштины однозначно высказалась Австрия. «Если Сербия и Косово смогут договориться об изменении границы, Австрия точно не будет этому препятствовать», - пообещал астрийский канцлер Себастьян Курц

Комиссар ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнес Хан также призвал своих коллег по Евросоюзу не препятствовать сделке Приштины и Белграда, даже если она предполагает изменение границ.

Основанное на разделе Косово решение могло бы сыграть объективно позитивную роль по следующим направлениям:

- содействие определенной «прагматической» нормализации отношений между Сербией и Косово;

- обеспечение интересов косовских сербов в тех районах края, которые вернулись бы под реальный контроль сербских государственных институтов;

- снятие ключевого препятствия на пути Сербии в Европейский союз без формального признания независимости Косово (речь идет о снятии Белградом возражений на вступление Косово в ООН и другие международные организации);

- открытие новых возможностей для России – в том числе, в плане привлечения Косово к региональным российским проектам в энергетической, нефтеперерабатывающей, инфраструктурной и других областях.

Тем не менее, целый ряд аспектов вышеуказанного соглашения по-прежнему нуждаются в прояснении.

Прежде всего, это касается территориального охвата «пакетного» соглашения – в том числе, перечня областей и районов, которые подпадают под его действие. Очевидно, что предлагаемый Хашимом Тачи обмен территориями в Северном Косово на южносербские общины Прешевской долины не выглядит равноценным с точки зрения президента Сербии, не говоря уже о более радикально настроенных сербских партиях и политиках.

Во-вторых, санкция Брюсселя на новые изменения границ на Балканах неизбежно придаст новый импульс дискуссиям о создании «Великой Албании» - государства, включающего в себя собственно Албанию, большую часть Косово, Прешевскую долину, а также части Македонии, Черногории и, возможно, Греции, с прогнозируемым населением до 10 млн человек.

В-третьих, может обостриться ситуация в Санджаке – исторической области на стыке границ Сербии, Черногории и Боснии. Кроме того, дополнительные козыри получат сторонники самоопределения боснийской Республики Сербской и ее присоединения к Сербии, - что автоматически ставит под угрозу межэтническую стабильность в Боснии и Герцеговине, провоцируя новый всплеск национализма среди боснийских мусульман и хорватов.

С учетом всего вышеизложенного представляется, что мировое сообщество в лице ключевых игроков на Балканах (прежде всего, Россия, Европейский союз, США и Турция) должны будут применить все имеющиеся возможности для того, чтобы «снивелировать» подобные угрозы и одновременно использовать в интересах региональной стабильности те модели, на которые в настоящее время готовы согласиться власти Белграда и Приштины, - включая разграничение и обмен территориями на компромиссной основе. Соответствующие гарантии обеспечения интересов особенно важны для Сербии с учетом того, что с территориальной точки зрения указанное соглашение представляется для сербов не таким выгодным, как для албанцев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Передовой истребитель США оказался неэффективным орудием внешней политики

Игорь Субботин

Проект модернизированного самолета F-35 слишком дорог и ненадежен

0
1772
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
2135
Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
1094
Сербия прощается с Косово ради перспективы вступления в ЕС

Сербия прощается с Косово ради перспективы вступления в ЕС

Геннадий Петров

Вопрос для Белграда заключается теперь в том, окажется ли этот обмен равноценным

0
1048

Другие новости