0
5933
Газета Я так вижу Печатная версия

03.04.2019 19:29:00

Новая холодная война – смысл существования НАТО

До каких пор будут оставаться конфронтационными отношения России с альянсом

Дмитрий Суслов

Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов – заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай».

Тэги: рф, нато. холодная война


рф, нато. холодная война Фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images

В свои 70 лет НАТО реализует те же задачи, что и при основании альянса: сдерживание России, обеспечение гегемонии США в системе европейской безопасности и предотвращение формирования в Западной Европе системы жесткой безопасности, независимой от США. Вторая группа задач, которой альянс пытался заниматься с 1990-х, – осуществление военных интервенций и миротворчество, которые еще 10–15 лет назад официально заявлялись как основные, – реализуется куда менее успешно и постепенно отходит на второй план. Итоги главных военных операций НАТО за последнее время – Афганистан и Ливия – оставляют желать лучшего. Политическая воля к новым подобным интервенциям с использованием НАТО отсутствует как среди европейских стран, так и в США. Наконец, военная слабость европейцев и все больший разрыв между их военными способностями и военными способностями США не позволяет использовать НАТО как эффективный инструмент для проведения военных интервенций и снижает интерес США к организации в этом ключе.

В этом смысле начавшаяся в 2014 году новая холодная война – к большому облегчению атлантических элит по обе стороны Атлантики – разрешила проблему смысла существования альянса, официально вернув его к первоначальной задаче. В реальности НАТО никогда от этой задачи и не отходило, но в условиях новой конфронтации получило возможность фокусироваться на них и оправдывать ими свое существование официально.

НАТО будет сохраняться в нынешнем виде до тех пор, пока новая российско-американская конфронтация не будет преодолена и пока трансатлантические отношения в области жесткой безопасности не изменятся фундаментальным образом, а стороны не откажутся от гегемонии США в области жесткой безопасности в Европе. Пока предпосылки этого не проглядываются, что подтверждено и на начавшейся 3 апреля в Вашингтоне встрече глав МИД 29 стран – членов НАТО.

Во-первых, российско-американская конфронтация и системный кризис отношений России и ЕС – надолго. Они имеют системную природу и не будут преодолены в ближайшие несколько лет. Более того, конфронтация России и США скорее всего будет обостряться до 2024–2025 годов. Европейские же страны, не сумевшие сформировать собственный геополитический центр силы, в мире новой глобальной конкуренции великих держав будут вынуждены прятаться под американским крылышком, несмотря на усиление эгоизма, меркантилизма и односторонности политики США.

Во-вторых, существенно более эгоистичная и односторонняя политика США при администрации Дональда Трампа и восприятие ЕС как экономического конкурента вовсе не нацелены на развал НАТО. В Вашингтоне понимают, что европейцам по большому счету некуда деваться, и они будут вынуждены смириться с более аррогантным подходом США. Цель США – сделать НАТО еще более подконтрольным, лояльным и удобным Вашингтону, заставить европейцев приобретать больше американских вооружений и военной техники и быть более способными оказывать США реальную поддержку в проведении военных операций. Военное присутствие США в Европе и их вклад в НАТО в период администрации Трампа выросли. Понимание того, что США необходимы контроль над системой европейской безопасности и предотвращение формирования такой системы, которая включала бы в себя Россию и исключала США, ради обеспечения их безопасности и лидерства, в Вашингтоне незыблемо.

В-третьих, ЕС по-прежнему неспособен сформировать собственный отдельный от НАТО и США центр военно-политического влияния. Европейские страны не могут существенно нарастить расходы на оборону. Они разобщены в части восприятия угроз безопасности и не способны сформировать эффективную общую политику в этой сфере. Единая оборонная политика ЕС, в том числе PESCO, не является таковой в реальности. Она не нацелена на коллективную оборону и предполагает лишь проведение миротворческих операций. Причем рост национализма и эгоизма внутри ЕС лишь усиливает их разобщенность и будет мешать им формировать реальную общую оборонную политику. Даже после выхода Великобритании в ЕС останутся страны, полностью ориентированные на США в области безопасности (Польша, Румыния, страны Балтии), которые не позволят создать в рамках ЕС нечто дублирующее НАТО в части жесткой безопасности. Сама же Великобритания после брекзита будет еще активнее содействовать усилению НАТО и укреплению трансатлантической связки в целом. Словом, общая зависимость европейских стран от США в области безопасности сохраняется и будет в среднесрочной перспективе только нарастать. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1576
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2247
Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Владимир Мухин

Обновление ядерной доктрины позволяет РФ дать особенно жесткий ответ на использование Киевом дальнобойного оружия

0
3331
О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

О разрешении бить западным оружием вглубь территории РФ

Логика информационного вброса – не дать Москве понять, какие карты на руках у Киева

0
3224

Другие новости