Фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images
В свои 70 лет НАТО реализует те же задачи, что и при основании альянса: сдерживание России, обеспечение гегемонии США в системе европейской безопасности и предотвращение формирования в Западной Европе системы жесткой безопасности, независимой от США. Вторая группа задач, которой альянс пытался заниматься с 1990-х, – осуществление военных интервенций и миротворчество, которые еще 10–15 лет назад официально заявлялись как основные, – реализуется куда менее успешно и постепенно отходит на второй план. Итоги главных военных операций НАТО за последнее время – Афганистан и Ливия – оставляют желать лучшего. Политическая воля к новым подобным интервенциям с использованием НАТО отсутствует как среди европейских стран, так и в США. Наконец, военная слабость европейцев и все больший разрыв между их военными способностями и военными способностями США не позволяет использовать НАТО как эффективный инструмент для проведения военных интервенций и снижает интерес США к организации в этом ключе.
В этом смысле начавшаяся в 2014 году новая холодная война – к большому облегчению атлантических элит по обе стороны Атлантики – разрешила проблему смысла существования альянса, официально вернув его к первоначальной задаче. В реальности НАТО никогда от этой задачи и не отходило, но в условиях новой конфронтации получило возможность фокусироваться на них и оправдывать ими свое существование официально.
НАТО будет сохраняться в нынешнем виде до тех пор, пока новая российско-американская конфронтация не будет преодолена и пока трансатлантические отношения в области жесткой безопасности не изменятся фундаментальным образом, а стороны не откажутся от гегемонии США в области жесткой безопасности в Европе. Пока предпосылки этого не проглядываются, что подтверждено и на начавшейся 3 апреля в Вашингтоне встрече глав МИД 29 стран – членов НАТО.
Во-первых, российско-американская конфронтация и системный кризис отношений России и ЕС – надолго. Они имеют системную природу и не будут преодолены в ближайшие несколько лет. Более того, конфронтация России и США скорее всего будет обостряться до 2024–2025 годов. Европейские же страны, не сумевшие сформировать собственный геополитический центр силы, в мире новой глобальной конкуренции великих держав будут вынуждены прятаться под американским крылышком, несмотря на усиление эгоизма, меркантилизма и односторонности политики США.
Во-вторых, существенно более эгоистичная и односторонняя политика США при администрации Дональда Трампа и восприятие ЕС как экономического конкурента вовсе не нацелены на развал НАТО. В Вашингтоне понимают, что европейцам по большому счету некуда деваться, и они будут вынуждены смириться с более аррогантным подходом США. Цель США – сделать НАТО еще более подконтрольным, лояльным и удобным Вашингтону, заставить европейцев приобретать больше американских вооружений и военной техники и быть более способными оказывать США реальную поддержку в проведении военных операций. Военное присутствие США в Европе и их вклад в НАТО в период администрации Трампа выросли. Понимание того, что США необходимы контроль над системой европейской безопасности и предотвращение формирования такой системы, которая включала бы в себя Россию и исключала США, ради обеспечения их безопасности и лидерства, в Вашингтоне незыблемо.
В-третьих, ЕС по-прежнему неспособен сформировать собственный отдельный от НАТО и США центр военно-политического влияния. Европейские страны не могут существенно нарастить расходы на оборону. Они разобщены в части восприятия угроз безопасности и не способны сформировать эффективную общую политику в этой сфере. Единая оборонная политика ЕС, в том числе PESCO, не является таковой в реальности. Она не нацелена на коллективную оборону и предполагает лишь проведение миротворческих операций. Причем рост национализма и эгоизма внутри ЕС лишь усиливает их разобщенность и будет мешать им формировать реальную общую оборонную политику. Даже после выхода Великобритании в ЕС останутся страны, полностью ориентированные на США в области безопасности (Польша, Румыния, страны Балтии), которые не позволят создать в рамках ЕС нечто дублирующее НАТО в части жесткой безопасности. Сама же Великобритания после брекзита будет еще активнее содействовать усилению НАТО и укреплению трансатлантической связки в целом. Словом, общая зависимость европейских стран от США в области безопасности сохраняется и будет в среднесрочной перспективе только нарастать.
комментарии(0)