0
6115
Газета Я так вижу Печатная версия

07.08.2018 11:58:00

Клинические рекомендации: замкнутый круг

Использовать их для контроля качества медпомощи без поправок в законе невозможно

Павел Воробьев

Об авторе: Павел Андреевич Воробьев – профессор, президент Московского городского научного общества терапевтов.

Тэги: минздрав, медицинская помощь, лечение, клинические рекомендации


минздрав, медицинская помощь, лечение, клинические рекомендации Фото сайта pixabay.com

При доработке Нацпроекта по здравоохранению Минздрав по поручению правительства должен предусмотреть, как для формирования тарифов на оплату медицинской помощи могут быть использованы клинические рекомендации и протоколы лечения.

Клинические рекомендации – документы, собирающие лучшие практики диагностики и лечения болезней с учетом научных доказательств. Они отражают консенсус специалистов, которые не просто принимают результаты исследований, но и рассматривают различные точки зрения. Клинические рекомендации указывают, как лечить болезнь в целом, и не учитывают ни особенности пациентов, ни особенности больницы или поликлиники

Во многих странах, в первую очередь в Великобритании, клинические рекомендации создаются государственными структурами, отвечающими за это направление. В других, например в США, они разрабатываются профессиональными общественными организациями. Госпитали могут использовать одну из нескольких рекомендаций по одной болезни, часто противоречащих друг другу, в зависимости от варианта страховки пациента.

Вопрос клинических рекомендаций и протоколов ведения больных обсуждался в России в конце 90-х годов, и тогда нашей командой был создан первый документ – отраслевой стандарт. В нем четко было прописано, как разрабатывать эти самые протоколы: используя систему доказательств эффективности той или иной медицинской технологи, номенклатуру работ и услуг в здравоохранении (тогда это еще называлось классификатором), результаты клинико-экономического анализа.

Создавать эти документы должны были общественные профессиональные структуры, а Минздрав, после определенной процедуры, утверждать. Но с середины 2000-х все пошло не так. Точнее, никак. Но вот в 2011 году появляется закон о здравоохранении. И в нем статья про клинические рекомендации/протоколы лечения. Именно так, даже не через запятую. Непонятно, о чем речь. Многолетние сражения не вносят ясности в этот вопрос. Наконец, весной 2018 года, после двухлетней работы экспертов, появляется проект закона, который, кажется, расставляет точки над i: клинические рекомендации создаются общественными организациями и содержат общие вопросы, связанные с диагностикой и лечением болезней, а протоколы пишутся на основе клинических рекомендаций, но уже на уровне медицинских организаций и содержат конкретизацию где, кого и как лечат. Именно в таком виде проект был принят в первом чтении Государственной думой. Принят – и остановился.

Поручение Дмитрия Медведева по Национальному проекту по здравоохранению возвращает нас к неопределенности: будут или нет разделены протоколы и клинические рекомендации и как эти документы будут применяться на практике. Похоже, эта тема снова оказалась не до конца разработанной. В проекте клинические рекомендации предполагается использовать лишь для развития системы контроля качества медицинской помощи. Но возникает вопрос: а как использовать, если предполагается, что созданы они будут общественными организациями? Иначе говоря, они не станут нормативными документами. Именно эту коллизию и предполагалось разрешить с помощью поправок в законе.

Еще один аспект – экономический. Он тоже был отражен в самых первых документах более 15 лет тому назад. Сейчас ситуация поменялась, но при опросе представителей ОНФ 73 регионов страны, большая часть указала, что клинические рекомендации и протоколы ведения больных должны нести финансовую нагрузку. Сделать это несложно. Сегодня оплата стационарной помощи идет по системе, навязанной нам американскими экспертами: по клинико-статистическим группам. Это такое обобщение затрат на близкие по характеру заболевания. Иногда – просто на отдельные заболевания и процедуры. Работаем с тем, что есть. Создав матрицу, таблицу в программе, куда будут занесены все услуги и лекарства из протокола, несложно будет обосновать затраты, проставив цены услуг и лекарств.

А для амбулаторной помощи сегодня используется подушевое финансирование: сколько душ приписано к поликлинике, столько она получит денег. Тут никакого экономического рычага по оплате медицинской помощи в клинических рекомендациях и протоколах усмотреть нельзя. Но есть возможность оптимизировать затраты внутри медицинской организации за счет, например, снижения числа необоснованных обследований.

Все эти подходы требуют создания Минздравом серии документов и не должны быть частью Национального проекта. Вот только создавать такие документы можно после принятия поправок в закон, а они пока не приняты. Круг замкнулся.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Туберкулез в Москве стал редкой болезнью

Туберкулез в Москве стал редкой болезнью

Татьяна Астафьева

Профилактика и система раннего выявления позволяют медикам в столице добиться впечатляющих результатов

0
3143
Россия опустилась в глобальном рейтинге человеческого развития

Россия опустилась в глобальном рейтинге человеческого развития

Михаил Сергеев

Минздрав фиксирует более высокую продолжительность жизни в РФ, чем считают в ООН

0
10261
Узелки проблем женского здоровья

Узелки проблем женского здоровья

Владимир Яшин

Миома, хоть и считается доброкачественной опухолью, очень опасна именно в репродуктивном возрасте

0
6012
Ревматизм бьет по соединительным тканям

Ревматизм бьет по соединительным тканям

Владимир Яшин

80% среди тех, кто страдает от этого заболевания, – дети от 7 до 15 лет и взрослые до 40 лет

0
5804

Другие новости