Фото Chip Somodevilla/Getty Images
После того как отгремели салюты Дня Победы, один из основателей польской консервативно-либеральной партии «Союз реальной политики», преподаватель Высшей школы международных отношений и американистики в Варшаве Станислав Михалькевич заявил: «9 мая 2018 года Польша окончательно проиграла Вторую мировую войну… Поляки должны теперь заплатить евреям 300 млрд долл. за то, что их убивали немцы». Это был крик души в ответ на подписанный Дональдом Трампом закон № 447 о возвращении жертвам Холокоста утраченного имущества («Правосудие для выживших, не получивших компенсации»).
В своем коммюнике Белый дом сообщил, что закон требует отчета о действиях некоторых стран в отношении распоряжения имуществом со времени Холокоста. О наличии такого имущества в 46 странах должен доложить Конгрессу госсекретарь США через 18 месяцев. Если прямых наследников установить не удастся, то объекты предполагается передать организациям, которые проводят исследования Холокоста. Напомним, что в 2009 году на Пражской конференции по имуществу эры Холокоста 46 странами (в том числе и Польшей) была принята Терезинская декларация основных принципов, которые должны ускорить, облегчить и сделать прозрачными процедуры реституции произведений искусства, а также частного и коммунального имущества, полученного силой, украденного или отданного под давлением во время Холокоста.
В упомянутом законе № 447, который вынашивался и обсуждался долгие месяцы, не упоминаются конкретные страны. И самим США он не дает каких-либо специальных полномочий. Однако похоже, что наибольший ажиотаж он вызвал в Польше. Поневоле вспомнишь поговорку про шапку, на ком она горит. А между тем в конце марта 59 сенаторов от Республиканской и Демократической партий США, больше половины членов верхней палаты Конгресса, в письме премьеру Польши Матеушу Моравецкому призвали принять закон о реприватизации, который был бы справедлив к уцелевшим в Холокосте польским евреям и их семьям. В письме было выражено разочарование, что «Польша является единственным крупным государством Европы, которое до сих пор не приняло национального и комплексного закона, предусматривающего реституцию имущества либо компенсацию за утраченную частную собственность». Как добавили сенаторы, они «живут надеждой, что вскоре это наступит в соответствии с принципами Терезинской декларации».
Тем не менее против закона № 447 выступили польские политики, уже успевшие разместить петицию на официальной странице Белого дома, и многочисленная польская диаспора в США. Пресс-секретарь президента Польши Анджея Дуды сразу выразил опасения, что «этот закон может определенным образом настолько представлять угрозу, что претензии могут быть сформулированы в отношении Польши, поэтому все время надо предпринимать всякого рода дипломатические акции». При этом Кшиштоф Лапиньский сказал, что «закон не означает напрямую, будто Польша должна выплачивать какую-то компенсацию, тем более что сама понесла огромные материальные и людские потери во время Второй мировой войны».
Претензии же, которых опасается пресс-секретарь польского президента, Польша сама вызвала на себя после скандальных поправок к закону об Институте национальной памяти, которые стали называть «законом о Холокосте». Он предусматривает разного рода наказания – от штрафа до тюрьмы – каждого, кто осмелится публично приписать полякам соучастие в преступлениях Третьего рейха, что рассматривается как обвинение в причастности к уничтожению евреев (см. «НГ» от 05, 07 и 28.02.18). Особенно возмутился этим документом Израиль, обвинив Польшу в сокрытии соучастия поляков в уничтожении евреев. При этом подчеркивается, что поляки передавали евреев нацистам или сами их истребляли (например, в Едвабне) с целью завладеть их имуществом. В СМИ появились ссылки на израильских активистов, которые утверждают, что «два из каждых трех погибших польских евреев были убиты либо самими поляками, либо при их содействии».
В публикациях о реакции Варшавы на закон № 447 указывается, что до Второй мировой войны Польша была самым «еврейским» государством Европы с высокой долей еврейского имущества. Сейчас в Польше граждан еврейской национальности едва ли насчитается до 10 тыс. Зато в США – самая крупная диаспора. Варшавяне то ли с гордостью, то ли с неловкостью часто в разговоре вставляют, что в Чикаго проживает больше поляков, чем в нынешней польской столице. Так вот, считают, что сегодняшние американские поляки могут ощутить все нюансы взволновавшего как их самих, так и их историческую родину «закона справедливости», принятого США.
Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович все же утверждает, что некоторые поляки из переселившихся в США сражались против нацистской Германии и оставили после себя имущество, захваченное, как он выразился, коммунистическим режимом. «Их собственность здесь остается без какого-либо урегулирования, и никто не говорит от их имени, только от имени евреев. А поляки, живущие в США, могут чувствовать себя униженными от этого», – заявил Чапутович в интервью Associated Press. А газете Rzeczpospolita глава польской дипломатии заметил, что возможное возвращение имущества не может проходить на основе деления «на евреев и неевреев» и «самая большая ошибка закона № 447 заключается именно во введении такого принципа, что ведет к разделению нашего общества».
Как видим, возвращение утраченного имущества жертвам Холокоста допустимо. Пока же наблюдается только жонглирование цифрами американской валюты, которой, возможно, придется насыщать компенсацию. А в польских сетях большое распространение получили некоторые видеомемы, суть которых в мягком пересказе означает: «Кукиш вам!» Это к политическим и военным опекунам Польши – США.
комментарии(0)