Фото Gettyimages
Спустя почти восемь недель после выборов в Бундестаг в Германии так и не начались переговоры о будущем коалиционном правительстве. Причина – до вечера 19 ноября его возможные участники (партийный блок ХДС/ХСС, Свободная демократическая партия и «Зеленые/Союз 90») в рамках предварительных консультаций не смогли согласовать общую позицию по основным вопросам коалиционного договора. На немецком они называются Sondierungsgespraeche, то есть зондирование возможностей поиска общего знаменателя, позволяющего перейти к основной фазе подготовки правительственного соглашения.
На федеральном уровне такой политической комбинации, получившей название «ямайская коалиция», в послевоенной истории Германии еще не было. Изначально было понятно, что ее участникам достичь компромисса будет очень сложно. Вполне уместно использовать аллегории двух известных басен Крылова – с одной стороны, это разнонаправленные усилия лебедя, рака и щуки. С другой стороны, реальных акторов в ямайском варианте больше – их четыре, и это уже квартет, в котором не только у зеленых и либералов, но и у братских Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) достаточно много разногласий по принципиальным вопросам.
До полуночи прошедшего воскресенья казалось, что разрешить их все-таки удастся. Среди прочего и потому, что другие варианты развития событий были малоприемлемы. Но либералы решили иначе и неожиданно для всех прекратили зондирующие консультации. За ними последовали и зеленые. Квартета не получилось: участники не смогли согласовать инструменты, свои места в нем, написать ноты.
Для выработки представлений о будущей правительственной программе, распределения министерских постов, взаимного согласия переговорщики в течение четырех недель постарались сделать все возможное. Итоги были обобщены к пятнице, 17 ноября. По многим вопросам участники согласовали важные компромиссы – налоговая (за исключением «налога солидарности»), пенсионная и коммунальная политика, рынок труда, здравоохранение, образование. Ожидаемые существенные разногласия сохранились по ряду тем, в первую очередь по миграции (особенно в вопросе воссоединения семей беженцев), энергетике (отказ от использования двигателей внутреннего сгорания и угольной генерации к 2030 году), евростроительству и расходам на оборону. Отношения с Россией, в том числе санкции против нее, не стали предметом основных дискуссий. Особое внимание было уделено ведомственным портфелям и возможным реформам министерств (в контексте дигитализации, миграционной политики, оказания помощи развитию).
Похоже, что переговорщики непреднамеренно совершили ошибку – вместо поиска объединяющих их стратегических целей они увязли в обсуждении второстепенных деталей. Наибольшую готовность к содержательным компромиссам проявляла ХДС. Наименее конструктивна в переговорах была партия «Зеленые/Союз 90». ХСС и либералы располагались где-то между ними. При этом именно зеленые больше других хотели возвращения в исполнительную власть – они не были в федеральном правительстве с 2005 года.
Прекращение консультаций – существенный удар по имиджу Ангелы Меркель, которой впервые предстоит искать выход из такого политического кризиса. Хотя замечу: в случае подписания коалиционного договора и последующего формирования «ямайского» правительства ему предстояла бы непростая судьба. В силу сохранения имманентных партийных противоречий (как между партиями, так и внутри них) оно вряд ли доработало бы до конца своего четырехлетнего срока. Среди прочего на это рассчитывала основная оппозиционная парламентская сила – Социал-демократическая партия (СДПГ). И это хорошо понимал лидер свободных демократов Кристиан Линднер.
Итак, продолжения переговоров в рамках партийного квартета не будет. Согласно Основному закону, федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер предложит Меркель использовать другие возможности формирования правительства (ограничений по сроку здесь нет). В расчете на поддержку парламентского большинства теоретически у нее есть только один вариант – договориться с руководством СДПГ о повторении «большой коалиции». На сегодняшний день социал-демократы резко против. В случае их официального отказа от этих переговоров президент может предложить кандидатуру Меркель на пост главы правительства (пока она временно исполняет эту функцию). Если парламент примет положительное решение, то в качестве избранного канцлера она получит возможность создать малую правительственную коалицию своего блока, например с либералами.
Роспуск президентом парламента и назначение новых выборов стали бы дестабилизирующим фактором для внутриполитического развития ФРГ. Считается, что создание правительства меньшинства было бы оптимальным вариантом выхода из политического кризиса. Эксперты ссылаются на позитивный опыт Скандинавских стран, где такие правительства вполне эффективны. Назначение новых выборов президентом по причине несформированного правительства (как, впрочем, и возможное правительство меньшинства) стало бы новым явлением в политической истории Германии. Согласно последним опросам, почти половина граждан ФРГ выступает за перевыборы парламента.
В заключение напомню, что Бундестаг выносил вотум недоверия канцлеру в 1972 году (Вилли Брандт), 1982-м (Гельмут Коль) и 2005-м (Герхард Шредер). Все три раза инициативы исходили от действующих глав федеральных правительств. Это может сделать и Меркель после избрания канцлером.