На сайте с 02.09.2016

Линара Алаева
Преподаватель
День рождения04 Июля 1985
МестоположениеКазань
Представители классической парадигмы выводили (и выводят) знание о человеке из общего, мировоззренческо-философского представления о мире (независимо от того, воспринимался ли он как вещественная субстанция или же как бытие духа или идеи), рассматривая человека как его часть, вторичную и полностью зависимую от него. В России действует единственный закон об образовании (273-ФЗ об образовании). Преподаватель в этом случае выступает как посредник, который передает полученную систему знаний ученику и олицетворяет собой корпоративную мудрость "классиков", которые стоят за ним и которых он лишь артикулирует. Его индивидуальная значимость определяется только тем, насколько мастерски и адекватно он доносит до аудитории устоявшиеся позиции общепризнанных авторитетов. Система российского образования здесь господствует и над преподавателем, и над учеником. Классическое образование требовало сохранения и усвоения "классических" образцов, было движением от прошлого к современному, имело в первую очередь воспроизводительный характер. Для него характерна формализированная, бюрократическая педагогика, которую можно характеризовать как в известной степени авторитарную: она рассматривает ученика как пассивный объект, который надо принудительно наполнить знаниями ("окультурить") в соответствии с предварительно проработанными до деталей и принятыми программами и методикой. Нужно отметить, что кроме 273 ФЗ об образовании действуют и региональные законы об образовании. Учеба происходила как процесс накопления определенного объема информации, овладение и способность манипулирования которыми считались признаком образованности человека. Неклассический подход рассматривает субъекта, человека как такового, что способен поставить себя в центр ситуации или и всего мироустройства. Иллюстрациями неклассической позиции могут служить декартовское "Я мыслю, следовательно, существую"; кантовская позиция "Дайте мне материю, и я построю мир" или его уверенность в том, что мнение человека соответствует миру не потому, что отображает его, а потому, что мир построен в соответствии с априорными формами человеческого мышления. Можно вспомнить и известное марксовское: "Философы до сих пор лишь объясняли мир, а задание заключается в том, чтобы изменить его" и тому подобное. Новой методологической установкой является ориентация на мир как на повод и средство развития человека и самой человеческой жизнедеятельности. Первичным рассматривается не мир, а именно человек, бесконечным признается не столько физическое бытие и вещи, сколько его внутренний мир. Особенности постнекласического образования Главное отличие между традиционными и современными типами образования заключается в том что они отталкиваются от разных принципов - принципа причинности, в первом случае, и принципа сизигийности, - во втором. Как отмечалось, традиционные типы образования базируются на причинно- следственном механизме развертывания мысли, где причиной и основой мышления считается или объект (классический подход), или субъект (неклассический подход). Постнеклассическая методология выходит из другого. Она учитывает, что сегодняшние реалии делают тривиальным утверждение, что не мир и не человек существуют сами по себе, а их целостность, которая и должна быть и становится сегодня главным объектом внимания. В пределах этой целостности, - и это принципиально, - абсолютное разделение на объекты и субъекты теряет смысл (в тоталлогии временные носители этих функций обозначаются одинаково - как дискреты). Целью действительно должно быть творчество, но не как самоцель и не любой ценой, а как синергия. Саморазвитие человека имеет смысл тогда, когда он одновременно является условием дальнейшего взаиморазвития человека и общества. В широком метафизическом плане синергия выступает как сизигия - субъект-объектное соответствие, когда субъект выступает как объект собственной активности и, следовательно, разница между ними исчезает. Остаются лишь их постоянные отношения в ходе взаиморазвертывания и взаимосоответствия.