Игорь Мишин рассказывает, как 42 года назад он смотрел на игру Фаины Раневской в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше». Фото © KION
Два достойных внимания сериала выходят в онлайн-кинотеатре KION – детективно-психологическая драма «Комплекс бога» (режиссер Флюза Фархшатова, дата премьеры – 3 февраля) и драма-байопик «Раневская».
Сразу вопрос к названию – звучит интригующе, а означает – что? В психологии комплексом бога называют наличие у индивида завышенной самооценки вкупе с нарциссизмом (точная формулировка – «непоколебимое убеждение, которое характеризуется завышенными ощущениями личных способностей, привилегий и непогрешимости»). Наверное, авторы это имели в виду?
Посмотрев первые две серии, могу сказать, что комплекс бога там у всех через одного, даже у хамоватого следователя (Михаил Тройник). Однако рабочим названием проекта был «Экзорцист» – видимо, авторы поняли, что без словаря нашему человеку в таком не разобраться (а разберется – решит, что фильм – про религиозное, и сольется), и поменяли его на более доступный вариант.
Под экзорцистом, надо думать, подразумевался герой Кирилла Кяро – психиатра, когда-то работавшего в институте имени Сербского, а ныне имеющего славную частную практику. К нему на прием придет странный человек (Даниил Страхов) с тоскливыми глазами – явно очень богатый, явно очень прозорливый (о таких говорят «рентген») – и очень быстро уйдет. После того, как прозвучит его фраза: «А если я убью вашего ребенка, вы тоже останетесь на моей стороне?»
Тут уж взыграет у психиатра – он разыщет своего клиента в его компании-империи, и поединок между ними все-таки начнется…
…Начинается сериал как детективная история, которая быстро перетекает в тонкую психологическую драму. Компания близких людей ужинает в ресторане после концерта одного из них (Шамиль Хаматов) – пианиста с мировым именем, постоянно живущего в Брюсселе. За столом его лучший друг (Николай Шрайбер), его бывшая жена (Ольга Лерман), их общая восьмилетняя дочь. Ей скучно, она раздражает успешного и эгоцентричного отца; в какой-то момент он позволяет ей «сходить к бычку» (фигура, установленная возле ресторана). Пока разведенные родители танцуют свой чувственный танец, ребенок уходит к бычку – и пропадает.
Герой Страхова одержим навязчивыми мыслями, его преследуют не только галлюцинации – мы видим драматические переживания человека, который пытается преодолеть больное влечение, навязчивые мысли. Психиатр гарантирует ему соблюдение врачебной тайны, «пока ваши мысли остаются только мыслями», но, узнав о пропаже маленькой дочери известного пианиста – пресса, конечно, подняла волну, – подозревает своего клиента и, нарушив медицинскую этику, обращается к следователю. Чего делать было категорически нельзя…
«Комплекс бога» – о том, как на нашу жизнь влияет выбор и имеем ли мы право судить других, про двойственность человеческой природы. Неоднозначность героев, крепко закрученная интрига и виртуозно написанный Аленой Званцовой сценарий – этот сериал должен стать успешным. Хотя переплюнуть успех «Триггера» и «Психа», условно говоря, с теми же вводными ему вряд ли удастся. Хотя кому-то покажется, что «Комплекс бога» скорее в одной обойме с «Хрустальным».
Премьера драмы-байопика «Раневская» (режиссер Дмитрий Петрунь) – в онлайн-кинотеатре KION в среду, 8 февраля. На этой неделе прошла его презентация в Театре им. Моссовета, где последние четверть века служила героиня сериала Фаина Раневская.
Проект представили генеральный продюсер KION Игорь Мишин, исполнительница главной роли Мариэтта Цигаль-Полищук, продюсеры Андрей Тартаков и Сергей Титинков. Своими воспоминаниями о совместной театральной работе с Фаиной Раневской поделился актер Евгений Стеблов.
Сразу надо сказать – это, конечно, не драма, а драмеди и чуть ли не святочное изложение истории восхождения к славе великой Раневской. И, строго говоря, даже не байопик (biographical picture – «биографическая картина», основанная на реальных событиях). Перенести на экран реальную историю жизни не удалось – и вряд ли ставилась такая задача. Скорее ставилась – чтобы смотрибельно, доступно, забавно, и вот это точно удалось.
Сериал охватывает период с побега из отчего дома в Таганроге юной Фанни Фельдман (Марриэта Цигаль-Полищук) в 1915 году в столицу – и до съемки телеверсии спектакля «Дальше – тишина…» в 1978-м. Очень много выдуманного, «разжеванного» и просто банальных ходов.
Вот 20-летняя Фанни вырезает ножом изображение Качалова с афишной таганрогской тумбы а-ля больная на голову фанатка. Раневская действительно стала фанаткой Качалова, но уже в Москве, после того как увидела его на сцене. Подкарауливала его и писала ему – а он возьми и ответь, в итоге они дружили потом долгие годы. В фильме первая встреча с Качаловым (Александр Домогаров) – в салоне балерины Гельцер (Эмилия Спивак), взявшейся сделать Фанни протекцию. Куда тот врывается в платье из белого тюля и в чем-то восточном на голове и принимается плясать. Как-то иначе я себе представляла Василия Ивановича...
Дальше – больше. Именитые мужчины вкупе с Качаловым обступают нескладную Фанни, речь идет о поиске псевдонима для нее, она в очередной раз что-то роняет – и тут Качалов восклицает: «Вы будете Раневской!» Тогда как весь мир знает реальную историю этого псевдонима – вышла из банка с присланными матерью деньгами в руках, ветер их вырвал и понес. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» – сказала, на что ее спутник, коллега по керченской труппе и отнюдь не Качалов, воскликнул: «Да ведь вы Раневская!»
И совсем повергло в изумление, что, оказывается, на заре карьеры Раневская работала зазывалой в передвижном цирке в виде ростовой куклы – вещала изнутри огромного самовара из папье-маше! Понятно желание авторов понавставлять современных фишек и тем быть ближе к зрителю, но, помилуйте, ростовые рекламные куклы появились в Америке в середине XX века, а в России так только в 2000 году!
От следующего увиденного на экране эмоции обозначить не могу – представительница старейшей актерской династии Садовских, актриса Императорских театров Ольга Садовская (Ольга Науменко) – в инвалидном кресле: в таком виде, оказывается, она в них и играла! На самом деле в последние годы жизни Садовская действительно не могла передвигаться по сцене и вынуждена была играть, сидя в кресле. В обычном кресле, а не в инвалидном, есть разница?
Кстати, Ольга Науменко прекрасно сыграла свой эпизод. Мариэтта Цигаль-Полищук, Мириам Сехон в роли сестры главной героини, Семен Стругачев в роли их отца – также прекрасные актерские работы. Особенно хорош Семен Стругачев – купец первой гильдии, владелец фабрик и пароходов, человек деловой и строгий, но с прекрасным чувством юмора. Он первый предсказал своей талантливой дочери одинокую старость…
Что бы похвалить еще? Славная находка – «выцветание» титров в черно-белое изображение под стрекот кинопроектора. Не прошло и 100 лет, как красных террористов перестали показывать светлыми героями, а стали показывать тем, кем они были на самом деле – маргинальным хулиганьем, стреляющим, сжигающим и грабящим. Так они показаны в первых двух сериях «Раневской», где действие разворачивается в 1915–1916 годах, – дальше, наверное, будет больше.