Первые минуты по прибытии в лагерь: Ольгу (Дарья Екамасова) обыскивают, на очереди коммунистка Лазуркина (Ольга Лапшина).
На этой неделе на телеканале НТВ состоялась премьера снятой два года назад исторической драмы «А.Л.Ж.И.Р.». Многосерийный фильм (режиссер Александр Касаткин) рассказывает о трагической судьбе жен изменников родины.
АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины) – разговорное название специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области Республики Казахстан. Спецотделение открыли в 1938-м, в разное время его узницами были жены писателей Бориса Пильняка и Аркадия Гайдара, мать писателя Юрия Трифонова, писательница и мать Василия Аксенова Евгения Гинзбург, мать Булата Окуджавы, мать Майи Плисецкой… Здесь отбывали сроки актриса Татьяна Окуневская, режиссер Наталия Сац, певица Лидия Русланова… Подавальщицей в столовой трудилась сестра маршала Тухачевского, а жена председателя ЦИКа Михаила Калинина работала в бане. Любая из этих судеб могла бы стать основой для фильма.
Надо отметить, судебных процессов не проводилось, женщин просто уведомляли о решении Особого совещания при НКВД. Поскольку они были матерями, женами, сестрами или дочерями «предателей родины», так называемыми чсирками (ЧСИР – член семьи изменника родины).
Еще необходимо отметить, что условия содержания были чрезвычайно строгими. Режим строгой изоляции не разрешал не только свиданий, но и посылок и писем с воли. В свободное от работы время заключенным запрещалось читать и вести записи.
Тема очень серьезная и предполагает осторожный и скрупулезный подход, предельно честный в деталях. Чего, увы, не случилось – в фильме режим показан не таким уж и строгим, узницы свободно передвигаются по территории лагеря, читают и пишут. На зоне даже имеется собственная почта с работающими там зэчками. Одна из героинь, убежденная коммунистка Лазуркина (прекрасная актерская работа Ольги Лапшиной), постоянно пишет письма товарищу Сталину и читает брошюрки товарища Ленина. К ней приезжает на свидание сын, это одна из сильнейших сцен в сериале, но такого не могло быть в действительности реального АЛЖИРа, одного из самых суровых сталинских лагерей ХХ века! Дальше – больше: показано массовое свидание осужденных и их родственников через колючую проволоку, что уже совсем ни в какие ворота.
Неформальное общение заключенной (Дарья Екамасова) и начальника лагерной охраны (Кирилл Плетнев) – вещь невозможная. Кадры из фильма |
Екатерина Гусева: «Наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви. Прежде всего любви к ближнему. О милосердии, дружбе, о том, что человеческие качества выкристаллизовываются в адских условиях». Очень романтично, вот только в адских условиях активируется инстинкт самосохранения, а не любовь к ближнему, и рождается пословица: «Умри ты сегодня, а я завтра». И если при всем при том какому-то одному человеку удается встать над собой в проявлении дружбы и милосердия – это очень высоко и очень редко, а не сплошь, как показано в сериале.
София, задержанная по доносу любовницы своего мужа (любовница – вот же совпадение! – тоже оказывается в АЛЖИРе), проявляет неправдоподобное, неестественное великодушие к сопернице и доносчице… Начальник лагерной охраны (Кирилл Плетнев) видит во вновь прибывшей партии заключенных свою мать и принимается тонко рефлексировать… Короче, все как в кино – расхожие приемы, банальные ходы. Их много – этих придуманных ходов, из-за чего возникает ощущение, что авторы с осторожностью подошли к материалу в плане не переборщить с тем, как это было на самом деле. Начинает казаться, что выдуманное «смотрибельное» погребает под собой фактическое правдивое.
Одна из лучших актерских работ – Дарьи Екамасовой, сыгравшей жену авиаконструктора Ольгу Павлову. Екамасова: «Эта картина рассказывает историю женщин, у которых была отобрана и отрезана жизнь. Эту историю ни в школах, ни в институтах особо не затрагивают, поэтому для меня было важно рассказать ее как можно честнее». Вот именно, как можно честнее, а не как можно приукрашеннее. Хотелось бы, чтобы сериал на подобную болевую тему получился выдающимся, а он стал рядовым, каких много. Лучшее в нем – титры с семейными фотографиями 30-х годов, на которых на наших глазах отдельные фигуры как бы выгорают, становясь сквозными окнами в зону...
комментарии(2)
0
Иван 22:27 20.06.2019
"Тема очень серьезная и предполагает осторожный и скрупулезный подход, предельно честный в деталях. Чего, увы, не случилось – в фильме режим показан не таким уж и строгим, узницы свободно передвигаются по территории лагеря, читают и пишут." Обозреватель газеты сожалеет, что ужаса в фильме показано недостаточно? На основании этого делает вывод о нечестности авторов картины. А между тем детали как раз выписаны очень достоверно - почитайте воспоминания узниц АЛЖИРА, документальные фильмы о них.
0
Иван 22:43 20.06.2019
И уж совсем некрасиво приписывать интеллигентнейшим, образованнейшим женщинам, жёнам писателей и инженеров блатную установку "Умри ты сегодня, а я завтра", не веря в то, что у них могли быть иные душевные и человеческие качества. Как раз взаимопомощь и человечность помогали им выжить в тех невыносимых условиях.