Выжившая часть экипажа «Кентербери». Джим Холден (Стивен Стрэйт) – крайний справа. Кадр из сериала
К XXIII веку люди окончательно освоили космос, развернули экспансию в лучших традициях Великих географических открытий и колонизировали Марс с поясом астероидов, которые вскоре стали самостоятельными «государствами». На Земле всем заправляет ООН, Марс обернулся военной державой, а жители астероидов – ущемленным рабочим классом: добывают ресурсы для двух могучих планет и страдают от проблем с гравитацией пополам с недостатком воды и света. В космосе зреет тема для новой войны, а астероидяне готовы взбунтоваться, подстрекаемые подпольной группировкой во главе с Андерсоном Доусом (Джаред Харрис), который выдвигает националистический лозунг («Церера для астроидян») и готов дать прикурить Марсу с Землей.
В столь недружелюбной атмосфере детектив Джо Миллер (Томас Джейн) ищет дочь важной шишки Джули Мао (Флоренс Фаивре), но дело продвигается со скрипом. Работающих на землян стражей порядка на «Поясе» и так открыто не любят, а Миллера еще и угораздило оказаться местным, который не только ходит в дурацкой шляпе с пером, но и считается предателем. Обратный кунштюк выкинул загадочный землянин Джим Холден (Стивен Стрэйт), изо всех сил уклоняющийся от возвращения на родину. Джим гнет спину на добывающем лед корабле «Кентербери» и случайно поджигает длиннющий фитиль пороховой бочки с надписью «Война». Холден откликается на сигнал SOS и отправляется с частью команды на пославший его корабль «Скопули», откуда уже наблюдает, как передовые ракеты разносят в космическую пыль родной «Кентербери». Когда на новый сигнал о помощи откликается марсианский боевой корабль, Джим посылает по всем частотам паническое сообщение о военной агрессии Марса, который, по его версии, и устроил засаду. На самом деле нет, но терпение астроидян лопается, а отношения ООН с Красной планетой натягиваются, как никогда.
Марсиане и дружелюбие, кажется, вещи несовместимые. |
Уже стало общим местом при взгляде на сложный политический механизм «Пространства» (или «Экспансии») сравнивать новое шоу кабельного канала SyFy с «Игрой престолов», тем более сериал тематически ближе к «Черным парусам», которые не грех обозвать «Игрой престолов» в пиратском сеттинге. Влияния Джорджа Мартина не могло не быть.
Expanse – это экранизация научно-фантастического пока еще пятикнижия писателя Джеймса С.А. Кори (начиная с «Пробуждения Левиафана»), а сам Кори на самом деле – дуэт фантаста Дэниэла Абрахама и Тая Френка, личного секретаря Мартина. На обложке книги красуется похвала от автора «Песни льда и пламени» – и пилотной серии достаточно, чтобы понять за что.
С «Черными парусами» же «Пространство» роднит еще больше – и головокружительные командные приключения по бескрайним просторам, и шаткое равновесие в непростом мире, и то самое освоение новых территорий, которое приводит к еще большей социальной дифференциации. Словосочетание «холодная война», гипертрофированная роль ООН, ожидание военных действий и одно событие, которое их может развязать, – сериальная политика по кусочкам собрана из истории XX века, не позволяя рассмотреть в Красной планете или жителях астероидов кого-то конкретного (зато аналогий – море). Топорными параллелями, впрочем, авторы могут разрушить все в любой момент: миновав экватор сезона, они начали вкручивать в повествование цитаты из Сервантеса, большим поклонником которого оказался землянин-беглец Джим Холден (мать хотела объяснить ему, что история Дон Кихота – это пародия, а не трагедия, но не успела).
Детектив Джо Миллер (Томас Джейн) – славный малый, просто с работой не повезло. Кадры из сериала |
Превратить трагедию в пародию могут и на SyFy: среднесортные научно-фантастические сюжеты тут проходили и не такие метаморфозы, но «Пространство», не в последнюю очередь благодаря далеко вперед прописанному первоисточнику, может стать одним из ключевых шоу канала на ближайшие годы (его уже продлили на второй сезон). Начинаясь как многие сериалы – с убийства, Expanse отличается от прочих проектов кабельного канала небывалой уверенностью: не последние актеры Джейн (отец-художник из «Мглы» по Стивену Кингу) и Харрис (Мориарти из «Шерлока Холмса» Гая Ричи), нестыдные спецэффекты (на стыдных тут уже набили руку), сложная, многофигурная история, пока довольно условно, но скрещивающая «Игру престолов» с космической тематикой.
Наконец, «Пространство» не брезгует деталями: на экране постоянно светятся и жужжат различные футуристические девайсы, а из обрывков фраз складывается ужасная «международная» обстановка: на Земле люди живут как минимум 120 лет, на Марсе и того больше, на Церере и в поясе астероидов – около 68. Перечня болезней, которым подвержены астроидяне, хватит на медицинскую карту, чья толщина отправит в обморок не одного матерого врача. Примеры колониальной несправедливости множатся с каждой серией (на ключевые эпизоды SyFy не помешало бы позвать Нила Бломкампа, который всю свою пока скромную фильмографию посвятил ровно этой проблеме). Главная же ирония сериала пока остается за скобками: два века развития, люди освоили космос, заселили соседние планеты – и пошли воспроизводить пройденное. С новым третьим миром, рукой на красной кнопке и спорами на национальной почве. На Марсе, впрочем, классно, считает земной посол. Есть чему поучиться.