«Зимний путь» – пронзительная современная мелодрама о молодых. Кадр из фильма
Эти фильмы не зарабатывают миллионы в прокате, но в каждом из них есть нечто истинное и настоящее. Их называют культовыми, авторскими, «другим кино», «кино не для всех». В начале 2015 года телеканал ТНТ запустил новую линейку фильмов по воскресеньям, обозначенную им как арт-мейнстрим, куда вошли самые нашумевшие за последнее время российские картины, удостоенные наград «Кинотавра», «Киношока» и прочих фестивалей. «Массовый зритель так и не смог их оценить. Мы даем всем еще один шанс посмотреть эти ленты», – говорилось в анонсах. На канале были уверены: аудитория для такого кино в принципе есть, и фильмы из так называемого арт-мейнстрима при правильном позиционировании могут давать неплохие рейтинги.
Новую линейку открыл нашумевший «Дурак» режиссера Юрия Быкова, эта социальная драма показала небывалые для ночи цифры (по данным TNS 18 января доля «Открытого показа» по России составила 14,7 (аудитория 14–44) и 25,4 (аудитория 18–30). За ним последовала черная комедия «Интимные места» – дебют режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Класс коррекции» Ивана Твердовского, «Сын» Арсения Гончукова, «Майор» Юрия Быкова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Кококо» Дуни Смирновой…
А заканчивается год такими лентами как «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Племя» Мирослава Слабошпицкого, «Непрощенные» Клима Шипенко.
К тому времени как канал ТНТ выступил с проектом «Открытый показ», уж года два как «Закрытый показ» на Первом канале прекратил свое существование. («Главное наше отличие в том, что мы не будем устраивать никаких дискуссий по поводу фильмов. Мы будем просто показывать кино, а все обсуждения уже будут продолжаться в сети между зрителями»). Про позднее время показа говорили – это ведь 18+, час ночи – отличное для подобного кино время («По воскресеньям в час ночи иногда возникает странное желание – посмотреть хорошее кино»). Про соседство с «Домом-2» – что больше половины его зрителей приходит на фильм по принципу перетекания аудитории. То есть качественное кино может зацепить и держать даже ту аудиторию, которой интересен «Дом-2».
Директор программного департамента ТНТ Владимир Воронов: «Мы запускали этот слот не столько для рейтингов и какой-то рекламной выгоды, сколько для привлечения новой аудитории к каналу и имиджевой составляющей, для того чтобы люди посмотрели достойное кино. В кинотеатрах эти фильмы проходят очень быстро и имеют мало площадок, причем в маленьких городах они вообще не выходят. На ТВ их тоже почти не показывают, так что в своем роде мы занимаемся просветительской миссией».
Если кто не заметил, ТНТ по форме остается развлекательным каналом, но по содержанию все больше становится актуальным каналом о жизни. Может быть, в том числе и потому, что аудитория его в прямом смысле слова выросла – стала старше по возрасту.