Как оказалось, запрет рекламы на неэфирных каналах был инициирован коллегами с федеральных каналов. Фото Елены Нагорных/Фото PhotoXPress.ru
Поправки к Закону «О рекламе» о недопустимости распространения рекламы на каналах, доступ к которым осуществляется на платной основе, был принят Госдумой в начале июля. После чего президент подписал закон о запрете рекламы на платных телеканалах, который вступает в силу 1 января 2015 года, а Роскомнадзор составил список из 1,4 тыс. платных каналов, где, по новым законодательным требованиям, будет запрещено распространение рекламы.
Согласно закону, реклама запрещается на платных кабельных и спутниковых телеканалах, а также на каналах, транслирующихся в Интернете; требование не касается общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, распространяемых посредством наземного эфирного вещания. Депутаты посчитали, что зрители, уже заплатившие каналу за просмотр телепередач, не должны смотреть рекламу, с которой телеканал опять же получает деньги. Мол, запрет должен уравнять возможности платных и бесплатных телеканалов – несправедливо, когда платный канал получает деньги и от продажи лицензии на трансляцию, и от рекламы, тогда как бесплатные каналы вынуждены существовать на средства от одной только рекламы.
Президентский Совет по правам человека выступил против поправок. Члены СПЧ пришли к выводу, что они противоречат принципу добросовестной конкуренции. В заключении совета отмечается, что монополизация рынка телевизионной рекламы в такой ситуации неизбежна. «Ее следствием станет удаление с рынка подавляющего большинства кабельных и спутниковых телеканалов и неизбежное сужение информационного поля, в рамках которого телезрители реализуют свои конституционные права: на свободу массовой информации, на доступ к культурным ценностям и т.д.», – говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте СПЧ. По мнению СПЧ, поправки монополизируют рынок телевизионной рекламы и неизбежно повлекут за собой не только повышение абонентской платы, но и закрытие многих каналов.
Для негосударственных телеканалов реклама – главный источник дохода, не будет дохода – не будет и эфира или же он будет существенно ниже качеством. Если начнется увеличение лицензионных платежей для операторов платного телевидения, то они, в свою очередь, увеличат абонентскую плату и переложат свои расходы на абонентов. Помимо собственно кабельных телеканалов, от запрета рекламы пострадают и их рекламодатели – малый и средний бизнес. Реклама на эфирных федеральных каналах по карману только представителям крупного бизнеса, в то время как неэфирные каналы оставались доступны для большинства предпринимателей, ориентированных на целевую аудиторию. В открытом письме президенту представители неэфирных телеканалов указали, что закон в этой части противоречит государственной политике поддержки малого и среднего бизнеса.
Участники рынка уверены, что закон был принят в интересах федеральных каналов, которых законодатели решили спасти от растущей конкуренции, и что лоббистский характер здесь налицо, ведь закон способен ослабить экономические позиции кабельных каналов и соответственно сделать более привлекательными для рекламодателей эфирные каналы (Первый, «Россия 1» и т.п.).
Как в воду глядели. Предложение о запрете рекламы не инициировалось властями, а исходило от руководства федеральных каналов, заявил Путин на пресс-конференции 18 декабря.