Аккуратная американка и хмурый шотландец контрастируют в кадре так же, как и их методы ведения расследования. Кадр из сериала
Как известно, в США не так часто субтитрируют иностранные картины, намного охотнее снимают ремейки, чтобы местный зритель мог посмотреть прогремевший в Европе сюжет на родном языке. Не побрезговал авторемейком даже Михаэль Ханеке, переснявший 20 лет спустя «Забавные игры» с Майклом Питтом и Наоми Уоттс, а для авторов сериалов соблазн и того больше. За последние несколько лет адаптировали, например, австралийский сериал «Уилфред», датские «Убийство» и «Мост». Формально в эту категорию попадает и многосерийный проект телеканала FOX «Грейспойнт» – переснятый на американской земле популярный британский детектив «Бродчерч» (или «Убийство на пляже»), наглядно демонстрирующий, что в европейском омуте много чего водится. На Туманном Альбионе, конечно, говорят по-английски, но этот их акцент…
Телеканал FOX заполучил в обойму ремейка добрую половину ключевых лиц британского оригинала: поработать в США согласились оба режиссера «Бродчерча», Джеймс Стронг и Эрос Лин, половина сценарного дуэта Крис Чибнелл и исполнитель главной роли Дэвид Теннант, известный по игре в спектаклях и фильмах по Шекспиру, а также благодаря роли Десятого доктора в научно-фантастическом сериале «Доктор Кто». Напарницей Теннанта стала Анна Ганн, в чьей четвертьвековой карьере роль жены Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие остается» сейчас – самая заметная позиция. Аккуратная американка и хмурый шотландец с облепившей шею, щеки и подбородок щетиной контрастируют в кадре так же, как и их методы.
Эмметт Карвер (Теннант) приехал в приморский Грейспойнт из города, чтобы временно залечь на дно, а заодно поработать в более спокойной обстановке. Местный детектив Элли Миллер (Ганн) вернулась из отпуска в надежде на обещанное повышение, но, к своему разочарованию, узнала, что это место отошло пришлому неприятному типу с колючим взглядом и дурацким галстуком. Отношения привыкшей со всеми дружить и никого особенно не наказывать Миллер и Карвера, легко раздражающегося скептика с ампутированным чувством юмора, сразу не складываются. Кроме очевидного конфликта городского и провинциального менталитета «Грейспойнт» на примере ключевого дуэта предлагает поединок эмоций и разума, мистического и рационального, многолетнего сочувственного дилетантства и заносчивого профессионализма.
Поводом для неприятной совместной работы становится потрясшая Грейспойнт смерть: на пляже нашли тело мальчика Дэнни (Николас Филипович), сына сантехника Марка Солано (Майкл Пенья), простого школьника и натуралиста-любителя, который часто бегал на берег – наблюдать за китами. Миллер охвачена горем: ведь все в Грейспойнте знают друг друга, а она живет с семейством Солано практически по соседству. Карвер же начинает хладнокровное расследование, подозревая всех, в том числе и родителей погибшего. Головной боли добавляет племянник Элли – журналист местной газеты Оуэн (Кевин Зегерс), твитнувший имя погибшего, державшееся в секрете. Тут уже вокруг преступления века (для Грейспойнта, где никогда не было даже самоубийств) разворачивается целая индустрия: зеваки, обеспокоенные родители, журналистка из крупного таблоида Globe (Джессика Лукас), ясновидящий кабельщик, подозрительная дама из фургона (Джеки Уивер) и старик себе на уме, изучающий китов (Ник Нолти). Все повылазили из нор.
Журналист местной газеты
Оуэн (Кевин Зегерс), раскрывший всем имя погибшего, сильно мешает детективам. Кадр из сериала |
«Грейспойнт» вслед за легендарным «Твин Пиксом» Дэвида Линча рассказывает о хищных вещах маленького городка, где проплывающие мимо киты – это уже целое событие и повод для фестиваля. У каждого персонажа есть тайна, грешок, повод не быть честным перед следствием и самим собой (есть он и у Карвера, очевидно, наркомана и детектива с темным прошлым). Всеобщая подозрительность доходит до смешного: стоит Элли Миллер выйти из комнаты сына или Марку Солано уединиться в ванной, как тут же оказывается, что на каждом шапка горит.
История законсервированной и благополучной коммуны, которая давно разложилась внутри, не выходит из моды уже много лет, о чем лишний раз напоминает успех «Убийства» или «Девушки с татуировкой дракона». И недавняя «Исчезнувшая» Дэвида Финчера тоже о том, что ад притаился где-то за открыточным счастьем в тихом пригороде. И «Настоящий детектив», и «Твин Пикс», где Дэвид Линч в очередной раз предложил заглянуть за аккуратную белую оградку в поисках абсолютно темной души. Меняются лишь стилистика и выводы.
У «Грейспойнта» же пока есть лишь загадка, словно плавник кита, мелькающий над водной рябью. Покойного Дэнни что-то тревожило, он, судя по всему, делал что-то нехорошее, а после смерти еще и старается защитить убийцу через кабельщика с экстрасенсорными способностями. Скучный и размеренный быт городка в одну секунду обратился в нерв, в параноидальный триллер, где каждый сам за себя, а киты – уже никому не интересны. Как говорят персонажи пьесы Мартина Макдонаха «Калека с Инишмана»: «Видимо, Ирландия не такая уж дыра, если сюда даже акулы заплывают». Видимо, и Грейспойнт тоже ничего.