0
15613
Газета Телевидение Интернет-версия

17.01.2014 00:01:00

Павел Шеремет: «Каждую программу делаю как последнюю»

Тэги: шеремет, телевидение, отр


шеремет, телевидение, отр Павел Шеремет – ведущий социально-политического шоу «Прав?Да!» на Общественном телевидении. Фото с сайта программы

Павел Шеремет известен как репортер и телеведущий «золотого десятилетия ТВ», а также противник режима президента Лукашенко (в конце 90-х был арестован прямо во время съемки репортажа о ситуации на белорусско-литовской границе и провел три месяца в тюрьме). Позднее стал известен как документалист («Чеченский дневник», «1991 – последний год империи», «Егор Гайдар. Долгое время», «Последняя высота генерала Лебедя») и писатель-публицист («Питерские тайны Владимира Яковлева», «Саакашвили/Грузия. Погибшие мечты»).

С сентября прошлого года Павел ШЕРЕМЕТ ведет социально-политическое шоу «Прав? Да!» на Общественном телевидении России. Корреспондент «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с ним.

– Впервые вижу человека, поменявшего банковскую карьеру на журналистскую (сейчас бы всем нам ровно наоборот!) Почему, Павел?

– Ну, это был далекий 92-й год... По большому счету журналистом стал потому, что главный кайф в жизни для меня – человеческое общение. Занимаясь журналистикой, я услышал столько невероятных историй, познакомился с таким количеством интересных людей, побывал в таких удивительных местах... В каких я, банковский служащий, никогда бы не оказался.

– И разворачивалась та журналистская карьера стремительно: вскоре местный ПЕН-центр назвал вас лучшим тележурналистом Белоруссии, через год вы – собкор ОРТ, нынешнего Первого. Трехмесячный перерыв на нары, и опять ОРТ – корреспондент и ведущий «Времени», далее – руководитель отдела специальных проектов. Ладно, ушли из хлебного банковского дела, но и с хлебного Первого в итоге ушли!

– Из новостей ушел в 2000-м, а в 2008-м – и с Первого канала. В середине нулевых у меня случился серьезный мировоззренческий кризис. Я тогда снимал документальные фильмы, делал журналистские расследования... Пространство вокруг постепенно сужалось, сужалось, я все отступал, отступал... и в какой-то момент понял, что отступать дальше некуда. Я ненавидел себя, я ненавидел каждый день, проведенный на работе, – жил в страшной дисгармонии. Решив, что невозможно так жить дальше, пресмыкаться и подстраиваться, – ушел с телевидения и стал писать книги. Одну из них – учебник «ТВ. Между иллюзией и правдой жизни» – написал в том числе и для того, чтобы разобраться самому, мое это – не мое, не ошибся ли, поменяв банковское дело на журналистское. В книгу вошли 13 лекций и 25 интервью с профессионалами; скажем, как делать репортаж, рассказывают Кондратьев и Пивоваров, о спортивном комментаторстве – Уткин и Гусев и т.д.

– А потом, как и коллеги Евгений Киселев и Савик Шустер, подались на украинское телевидение. (Которые страшно, кстати, довольны своей работой в Киеве)

– Есть конкуренция – есть развитие: в Киеве пять новостных круглосуточных каналов, семь бизнес-каналов... И даже создан аналог Общественного телевидения. Которое, правда, вещает в Интернете, тем не менее новости с недавнего евромайдана все смотрели по нему – доходило до миллиона просмотров в день, представляете? И я понял, что работай ты сегодня хоть на самом главном канале – это уже не имеет никакого значения. С развитием Интернета для меня пропала крепостная привязанность к телевидению. 

 Я живу на два города. Мой киевский телепроект неожиданно закрылся, потому что канал ТВi захватили рейдеры. Это особенность современной Украины – полная вольница в плане законов, правил и процедур: кто сильнее, тот и прав. 

– С сентября вы ведете на ОТР – Общественном телевидении России – ток-шоу «Прав? Да!». Видела выпуск о евромайдане в самый пик событий, и была поражена – таких кадров не было показано даже на «Дожде».

– Когда меня пригласили вести эту программу, я спросил только одно: есть ограничения по темам – гостям, цензура? «Нет. Делай, что хочешь». Так оно и оказалось. Тем не менее иллюзий у меня нет – каждую программу я делаю как последнюю. Мы стараемся, чтобы были представлены все точки зрения – и белых, и красных, но... Содержательные вещи без популизма и глупостей невозможно, бывает, обсудить: одни не верят, другие не хотят. Приходят затравленные цензурой оппозиционеры, как на последний бой, и не следят за тем, что говорят в эфире – «вырежете, если что». А мы работаем в режиме прямого эфира! Приходят представители партии власти – эти абсолютно безответственные, поскольку знают, что их за язык никто не поймает и можно говорить все что угодно.

У меня с собой всегда блокнот, диктофон, телефон с камерой: посетил событие – написал статью плюс твит, выложил фото в Facebook, разместил видео на YouTube. Снимая майдан сверху, с седьмого этажа, встретил сенатора Маккейна, поспрашивал его, сфотографировался с ним,  видео снял, а фото выложил у себя в Тwitter. Так один из неоднократных гостей программы, московский общественный деятель, тут же написал мне: мол, а вы поближе общайтесь с Маккейном, тогда даже на Общественном телевидении не разрешат программы вести. А сенатор известен как максимально жесткий оппонент тоталитарных режимов.

Все, конечно, там держится на Анатолии Григорьевиче Лысенко, дай ему бог здоровья и сил, каждый день молимся за это.

– Ваша версия – почему ОТР было встречено едва ли не в штыки?

– Мы попали в психологическую ловушку: оппозиция считает, что ОТР было создано как имитация демократии, типа – игры власти, а правительственные силы считают: да нечего и играться, на фиг нам нужны эти эксперименты со свободой слова, которая опасна по определению. Вот и получается, что ОТР – свой среди чужих и чужой среди своих. В последнее время журналисты вроде бы наконец рассмотрели нас и стали подобрее.

– Как вам новая Индустриальная премия вместо ТЭФИ?

– Я в шоке, честно говоря. Очень расстроен возможной гибелью телеакадемии и исчезновением премии ТЭФИ,  потому что эти наши междусобойчики – они вредят всем. Я не понимаю, почему внутри корпорации не смогли договориться, почему люди не постарались быть выше своих амбиций? Ну нельзя так узко мыслить, выходить из академии и делать премию под себя! Я 11 раз был финалистом ТЭФИ и ни разу лауреатом, ну и что? Это же не повод хлопнуть дверью.

– Павел, расскажите о «Приговоре», который выходил пару лет назад на РЕН ТВ. На мой взгляд, очень полезный и серьезный был проект.

– Он шел всего четыре месяца. И формат был оригинальный, не адаптированный. Тяжелый был проект, изматывающий, стоил нам много нервов и крови. Если помните, в студии присяжные обсуждали интервью, записанное мной в колонии с осужденным, отсидевшим половину срока, и решали, достоин ли он УДО. «Приговор» – идея и инициатива Марианны Максимовской, она была и продюсером (мне кажется, она работает 24 часа в сутки!) – отрабатывала свою «Неделю» и еще с нами ехала куда-нибудь в Сибирь, в Челябинскую область – зимой, по минус 30, да до колонии еще пилить километров 200...

Я страшно эмоционально уставал от этих интервью в колониях. Ты вынужден лезть в душу к человеку – картинка должна быть эмоционально-захватывающей: «Расскажи, как тебя били», «А вы помните, как выглядел насильник?» Пипец, меня просто выворачивало! И ты же берешь на себя ответственность: человек доверился тебе, надеется на тебя, а ты ему ничего не можешь обещать – передача может только ходатайствовать перед комиссией по помилованию. По сравнению с Ходорковским мои три тюремных месяца – это зашел и вышел, но и они оставили такой шрам в душе, что я считаю – любая возможность помочь людям в этой ситуации должна быть использована.

– Нешуточный проект – почему он так быстро сошел с экрана?

– Может быть, общество было не готово... Судьи считали, что мы влезаем в их компетенцию, говорили: «Как вы, непрофессионалы, можете решать, виновен – не виновен?!» Если дело нами ставилось под сомнение, говорили: «Куда вы лезете, вы что, подрываете основы судебной системы?» На РЕН ТВ тогда как раз шли пертурбации в руководстве, судьба самой Марианны была неясна (хотя я не знаю, что там вообще есть, кроме Максимовской!), к тому же программа была дорогая: командировки в Сибирь плюс студийные записи, а наше телевидение – оно всегда в погоне за рейтингом и экономической эффективностью. Все вместе подорвало проект, и он заглох.

– Спрошу насчет пресловутого куда ни плюнь непрофессионализма – может, сейчас время такое, в принципе мало талантов?

– Российская земля продолжает рождать таланты, проблема только в том, что негативная среда не позволяет этим талантам развиться и жить долго. К примеру, средний продуктивный срок существования хорошего репортера сейчас – от трех до пяти лет.

– А как же Борис Соболев, уж сколько лет делающий потрясающие журналистские расследования на «России»?

– Исключение, подтверждающее правило. Вот вы – телекритик, то есть находитесь в теме – можете назвать пять ярких репортеров с НТВ? С Первого? С ВГТРК? А раньше мы могли назвать с десяток... Или можете назвать новостных ведущих – тех, кто не остался из прошлого века? Новые – все какие-то безликие, ты не знаешь их имен, не можешь их идентифицировать... (Начинает эта тенденция распространяться и на газеты – из «Коммерсанта» ушла толпа людей, и мы видим, как это отразилось на качестве.) На Первом есть шоу «Вечер с Иваном Ургантом», на которое брошены громадные деньги и силы и которое лично курирует Эрнст. Почему в Америке таких шоу – десятки, а у нас – одно? Потому что подобные шоу актуальны, когда вы можете шутить и стебаться над всеми событиями дня, в том числе политическими новостями, и нет никаких ограничений, кроме моральных. Но кое-кому удобно, чтобы медиа были под веником.

– Хотите свободной прессы в несвободном обществе?

– Я абсолютно убежден, что пресса в России должна быть не просто свободной, а отвязной. Убивают нашу прессу так называемые договоры информационного обслуживания, когда мэрия, губернатор, управление внутренних дел и т.д. заключают с газетами и телеканалами этот договор – фактически взятку: те дают деньги – эти возносят хвалу. Я считаю, госструктурам надо запретить размещать за деньги пиар-материалы в СМИ. Если о вас не пишут, значит, либо вы плохо работаете, либо ваша работа никому не интересна.

– Вам всегда была интересна политика. Сегодня тоже?

– В политике сейчас очень мало личностей – и огромное количество непонятных персонажей, которых в нормальной ситуации и в нормальном обществе и близко не подпустили бы к Государственной Думе и к государственным организациям. Очень много просто подлецов, которые прикрываются патриотическими лозунгами: достаточно сказать «Великая Россия!» и «Смерть пиндосам» – ты свой и на коне. Возгонка, возбуждение всех и вся, идеологическая мобилизация электората – это реально очень опасно. Боюсь, если и дальше так пойдет, то даже вне зависимости от цен на нефть в России грянут очень серьезные испытания.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1540
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1326
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1218
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
849

Другие новости