Михаил Ефремов сыграл успешного кинорежиссера, обладателя госпремий. Кадр из телесериала
Только-только закончился показ сериала «Оттепель» на Первом канале, а телекритики уже назвали его главным телевизионным событием сезона. Зрители с ними оказались согласны лишь отчасти: рейтинги «Оттепели» были высокими, но не рекордными. По свидетельству исследовательской компании TNS Россия, средний рейтинг сериала «Оттепель» (процент целевой аудитории, видевшей эфирное событие) за первые четыре дня показа составил 7,1%, а доля (процент зрителей телеканала из всех, кто смотрел в это время ТВ) – 20,1%. Однако по данным Службы телеизмерений Первого канала (СТИ в реальном времени измеряет телесмотрение методом телефонных опросов), доля первых двух серий составляла 30,4%.
«Оттепель» стала как событием уходящего года, так и событием в жанре современного телевизионного сериала. Такого пристального внимания, таких споров и обсуждений не вызывал никакой другой отечественный телевизионный сериал уже очень долгое время. Режиссер Валерий Тодоровский снял историю о том, как делалось кино на крупнейшей советской киностудии «Мосфильм» в эпоху оттепели (действие начинается в 1961 году. Или, как еще шутят, «о производственном треугольнике»). Идея создания сериала принадлежит тоже ему, сериал – его режиссерский дебют на телевидении. И авторское высказывание о поколении шестидесятников, а именно – о творческой интеллигенции тех лет, об отношениях людей в мире кино и, разумеется, о любви.
В «Оттепели», как и во всех фильмах Валерия Тодоровского, главное – любовь. Другое главное, что завораживает, – атмосфера, воздух времени, которые удалось передать на экране на удивление точно. Видимо, любовь режиссера к тому времени и к той истории, которую он снимал, и создала эту волшебную, абсолютно не характерную для российских сериалов атмосферу в каждом кадре. «Это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет», – так сказал сам Тодоровский.
Фильм замечен был не только ценителями хорошего кино. Один из членов Координационного совета по борьбе с табаком при Минздраве РФ направил в Роскомнадзор и Останкинскую межрайонную прокуратуру Москвы жалобы на режиссера, уверяя, что обилие курящих людей в кадре не что иное, как «пропаганда наркомании». В связи с чем режиссер картины Тодоровский должен объяснить, «в чем ценность каждой сигареты в кадре».
Режиссер Тодоровский свое дело сделал: собрал отличную команду профессионалов (особо хочется отметить актера Михаила Ефремова, который, похоже, обошел в этой роли даже своего великого отца Олега Ефремова) и снял хорошее кино; так и хочется спросить: господа, вы не боитесь показаться смешными со своими нелепыми претензиями к художнику?
Что касается аллюзий, очень современно звучат слова одного из героев «Оттепели», «плохого» следователя: «Чуть-чуть свободу почувствовали, гайки отпустили, и все дерьмо наружу полезло».