Маршала Жукова сыграл Александр Балуев.
Кадр из фильма
Многосерийный художественный фильм «Жуков» (режиссер Алексей Мурадов, продюсер Алексей Пиманов) Первый канал показал в начале года, в январе, после чего весь февраль его обсуждали в СМИ и социальных сетях. Фильм о послевоенном периоде жизни знаменитого маршала, который легким никак не назовешь, собрал высокие зрительские рейтинги, а также вызвал множество разноречивых мнений и сильное недовольство родных Жукова.
Параллельно разворачиваются две сюжетные линии: одна показывает взаимоотношения между Жуковым и Сталиным, Жуковым и властными структурами, другая – личную жизнь маршала, его отношения с братом, друзьями и любимыми женщинами – женой Александрой Зуйковой (Елена Яковлева), военно-полевой подругой Лидией Захаровой (Любовь Толкалина), мучительные отношения с которой длились девять лет и были похожи на наваждение, и с последней любовью Галиной Семеновой (Анна Банщикова), которая официально стала женой маршала после смерти первой жены и 15 лет отношений.
Вроде бы артист Александр Балуев превосходно справился со своей ролью, любовь и теплое отношение авторов к своему герою тоже налицо, исторические факты не искажены. Женские роли – особенно Елены Яковлевой и Ирины Розановой (Лидия Русланова) выше всяких похвал. Почему же «Жуков» был встречен столь неоднозначно?
Общество хочет видеть героя на постаменте, и только. Герой велик, он – национальный капитал, и пойдите вы со своей многомерностью. Что такое многомерность, не знаем и знать не хотим, но догадываемся, что пытаетесь принизить величие народного героя. Желаем видеть его победы и завоевания, а не как ему шьют дело о незаконном вывозе и присвоении художественных ценностей из Германии. Не хотим также знать, что отец родной Сталин обвинил народного героя в раздувании своих заслуг в разгроме фашистской Германии. Почему новая власть забоялась величия фигуры Жукова, который в 1957 году был исключен из состава ЦК партии и в 1958-м отправлен в отставку – нам и вовсе неинтересно.
Главная претензия дочерей – почему не показали им сценарий и почему показали интимные отношения героя. Одна считает: «Мы видим не Жукова во всей противоречивости и масштабности его натуры, а словно бы экранизацию некоего популярного романа «Жуков и его женщины», другая говорит: «На мой взгляд, в этом фильме показали плохого человека. И это – не маршал Жуков. Мне кажется, что полководец должен оставаться полководцем, исследовать его биографию должны профессиональные историки, а его личная жизнь никого не касается». Но продюсер Пиманов еще до премьеры объяснил: «Речь пойдет не столько о полководце, сколько о человеке, который по окончании Великой Отечественной войны попал в немилость и фактически в течение тридцати лет находился в опале». Достоинство фильма «Жуков» как раз в том, что герой показан во всей противоречивости и масштабности своей натуры, это раз. Живой человек с достоинствами, недостатками и слабостями не есть плохой – это два. И, наконец, нет такого человеческого вида – полководец; личная жизнь публичного человека, любимца нации, априори не должна быть скрыта и приукрашена. Если картина снята с сочувствием и восхищением – она имеет право на жизнь.