Андрей Лошак в художественной заставке к своему фильму.
Фото с сайта канала НТВ
В конце августа на НТВ вышел проект Андрея Лошака – пятисерийный псевдодокументальный фильм «Россия. Полное затмение». То есть это потом были раскрыты карты и озвучен жанр – mockumentary, а посмотревшие первые серии «Затмения» на полном серьезе обсуждали в Facebook – уважаемый в сообществе автор сошел с ума или продался кровавому путинскому режиму? Игровой момент чувствовался, но очень искусно включенный в повествование; опять же зрители, приученные к докудраме, решили, что это она и есть.
Однако когда русофобские штучки вроде секретного заговора Даллеса против России и существования всемогущего Гоминтерна закончились и дело дошло до ковров-убийц (разрушительно действующих узоров, закручивающихся против часовой стрелки), а также иглобрюхих рыб в Останкинском пруду, чей яд подмешивают в эфир, все стало ясно. НТВ решил полномасштабно посмеяться над тем, что сам годами прививал аудитории. Нормально – сперва своим контентом последовательно формировать идиотов, а потом смеяться над параноидальным мышлением обывателя, его доверчивостью и готовностью принять любую чушь, поданную под патриотическим соусом (или, как короче и образнее сформулировал Виктор Шендерович: «Вы зачем сначала устроили отрицательную селекцию, а теперь лишаете разума оставшихся в живых?»)?
Все знают Лошака как серьезного социального репортера и безусловно ему доверяют. Все знают канал НТВ как трэшевый и безусловно ему не доверяют. И как быть с этими ножницами? Предположим, НТВ решил тонко пошутить – но кто мог ожидать подобного желания от НТВ? (Который отнюдь не располагает аудиторией, способной оценить подобную шутку. Слишком тонкая шутка для нашего цирка, как говорится в одном анекдоте.) Зрители не почувствовали подвоха и приняли все за чистую монету, имитацию – за разоблачение. Ладно простые люди, которые после «Затмения» понесли ковры на помойку, но ведь поверили и не совсем простые! По свидетельству самого Лошака, фрику Агасферу, сыгравшему владельца салона красоты и главаря рублевской гей-мафии, известный пластический хирург предложил наладить обмен клиентами. Журнал New Times спросил автора: «У вас в фильме олигарх Сотников изображен на обложке нашего журнала. В архиве такого номера нет. Где вы его взяли?» – а Сергей Капков долго не мог поверить снявшейся в «Затмении» Ксении Собчак, что православного олигарха Сотникова не существует в природе и, следовательно, никакого романа с ним быть не могло.
Кто-то определил «Затмение» как самопародию и сатиру, кто-то – как цинизм по отношению к зрителю и всерьез обиделся – мол, из фильма вытекает «Мы-то все понимаем, как мы тут работаем, а вы, потребляющие это, дураки». Вывод – не стоило переоценивать способность сегодняшней телеаудитории к интеллектуальной игре. При отсутствии эффекта гротеска (или хотя бы наложения закадрового смеха) фильм-имитация, фильм-издевка принес обратный эффект. А ведь проект преследовал благую цель – заставить зрителей критически воспринимать информацию с экрана...