Макарова интересуют не темы, а человеческие истории.
Фото Руслана Рощупкина
Общепризнанным событием прошлого телевизионного сезона стало ток-шоу «Справедливость» с Андреем Макаровым на РЕН ТВ, совершившее своеобразный прорыв в дискуссионном формате и закрытое по цензурным соображениям.
От закрытия ток-шоу «Справедливость» на РЕНе до премьеры ток-шоу «Свобода и справедливость» на Первом прошел почти год. Изменилось название (трактовка Макарова: «Почему «Свобода и справедливость»? Потому что для того, чтобы бороться за справедливость, нужно почувствовать себя внутренне свободным»), изменился канал, изменилось время показа – а новая передача опять стала телевизионным событием. На данный момент в федеральном эфире существуют еще пять-шесть дискуссионных форматов, вроде бы тоже обращенных к социально значимым вопросам, вот только подход в них поверхностный, по принципу «бурно поговорили и тотчас забыли».
Озвучивание наболевших проблем – тоже, конечно, дело, и теория малых дел имеет право на существование, но Макаров в своей программе работает иначе. Не скользит по поверхности – горизонтали, а предельно вглубь копает по вертикали. Ему важно не просто показать (озвучить) проблему, но и попытаться понять, почему происходит так, как происходит. А также получить определенный результат по итогам передачи, если можно так выразиться. В идеале – помочь человеку выбраться из той затруднительной, а то и безвыходной ситуации, в которой он оказался (обращение в программу для многих – последний шанс добиться справедливости).
Причем конкретному человеку, имеющему имя, фамилию, отчество (подстав на «Свободе и справедливости» не бывает), пострадавшему от чиновника, его равнодушия, корысти или недолжного исполнения обязанностей. Макаров: «Мы каждый день сталкиваемся с хамством, безответственностью, непрофессионализмом. В семье и на работе, на лестничной клетке и в трамвае, в школе и в больнице. Но слишком часто – в кабинетах чиновников. Мы остро ощущаем любую несправедливость, но всегда ли мы готовы с ней бороться? Я убежден, что зло торжествует, когда добро бездействует».
Те, кто виноват – или ответственен, – и пострадавшие общаются в студии напрямую, стоя друг напротив друга. Вопрос, что делать, здесь проговаривается конкретно – что именно и кому именно делать (программа со временем непременно проверяет, выполнены ли обещания, данные «большими людьми» на камеру).
Ведущий жестко контролирует ход дискуссии, последовательно ведет зрителей к пониманию сути проблемы, обобщению и окончательному выводу. Ни одной проходной реплики, ни одного бессмысленного вопроса; адвокатски-депутатская хватка, сколько-то артистизма, сколько-то обаяния – и Макарову удается заставить выкладываться по полной не только участников разговора в студии, но и включиться зрителя у телеэкрана, чтобы он начал наконец думать, а не просто потреблять зрелище.
Макаров: «На мой взгляд, телевидение – это удивительный инструмент, это единственное, чего боятся хамы, наглецы, взяточники – люди, которые часто выступают от лица государства. Я убежден, что самое действенное лекарство от болезней нашего общества – публичное и честное обсуждение наших проблем, разговор без ангажированности и заказных тем».
Сказанная кем-то витиевато-красивая фраза: «Макаров в отсутствие свободы пытается искать справедливость, не скрывая, что свободы не хватает» – по сути верна. Как и то, что ток-шоу «Свобода и справедливость» существует таким, как оно есть, благодаря мастерству ведущего Андрея Макарова. А также Первому каналу, дающему возможность это мастерство осуществлять.