Исаев-Штирлиц: молодой и цветной.
Кадры из фильмов «Исаев», «Семнадцать мгновений весны»
На майские праздники телеканал «Россия» показал телевизионный хит советских времен – сериал «Семнадцать мгновений весны» в цвете и сокращенном варианте (хронометраж фильма существенно уменьшился, было вырезано много пауз, в том числе и музыкальных). А в октябре на том же канале вышел 16-серийный художественный фильм «Исаев», рассказывающий о молодости разведчика.
«Усовершенствование» легендарного фильма Татьяны Лиозновой вызвало неоднозначную реакцию и многочисленные споры в обществе. Одни восприняли изменения с энтузиазмом и согласились с объяснениями канала, что это – хороший способ привлечь внимание молодежи. Другие говорили, что фильм стоило оставить в первоначальном виде как классику и дань истории, считая «раскраску» если не кощунством, то примитивизацией телешедевра 70-х. Шутили, что тогда уж для привлечения молодежи стоило добавить рэпа, интернетовского слэнга и закадрового смеха. По уровню упрощения выглядело бы так, как если бы «Войну и мир» сократили до 30 страниц. Одной из самых ярких рецензий на новую версию фильма стала пародия в программе Первого канала «Большая разница».
На вопрос о том, стоило ли телеканалу идти на уступки «поколению потребителей», каждый отвечает для себя самостоятельно. Другое дело, что чисто стилистически для классического фильма «Семнадцать мгновений весны» гораздо больше подходит трактовка в черно-белых тонах. Она придает ему оттенок документальности и дарит зрителю ощущение сопричастности истории. Добавим также, что стоимость колоризации одной минуты фильма обошлась бюджету от 1,5 до 3 тыс. долл.
Примечательно, что и режиссер Сергей Урсуляк снял свой сериал «Исаев», основанный на трилогии Юлиана Семенова, не сплошь цветным: действие в Москве 1920-х годов происходит в черно-белом изображении, во Владивостоке –в черно-белом и цветном и только в заграничном Таллине – в цветном.