«Если ты в состоянии стресса – включи «2х2», – говорит Наталья Вашко.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
– Наташа, прошедший телевизионный год уже называют годом рождения слогана «Выключи мозг – включи «2х2». Вы считаете его удачным?
– Иногда это нужно – выключить мозг, чтобы с нерешенными проблемами справлялось подсознание. Те, к кому обращен слоган, способны как выключить мозг, так и включить его. Я глубоко убеждена в том, что телевидение – это массовое развлечение для ослабленных и усталых людей, у которых нет сил на большее, чем нажать кнопку. Поэтому я – против детского телевидения. Дети должны прыгать, скакать┘ Лучше наделать уйму спортивных площадок и приставить тренера к каждому дому, чем создать детский телеканал.
– Кто ваша аудитория?
– Считается, что возрастная – от 11 до 34, хотя на самом деле основная часть нашей продукции – для людей от 14 и, наверное, лет до 40┘ Тем, кому до 14, предназначается ежедневная линейка отечественных мультфильмов (кстати, может, это будет не ежедневная линейка, а целый день – четверг. Вроде как посиди на диете, получи разгрузочный день. Четверг, если помните, был рыбным днем). Своего зрителя мы впервые увидели на Московском кинофестивале. Его устроители предложили нам сделать «Ночь анимации» в «Октябре». Мы собрали фильмы – победители зарубежных фестивалей, всего около шести часов анимации, сами титровали, сами придумывали промо-ролики┘ Меня вдруг обуял страх, что зал окажется пустым. Коммерческому директору было сказано, чтобы, если что, все шли чесом по ночным клубам и приводили оттуда друзей. Но в два часа ночи зал в полторы тысячи мест был полон! Мы стояли у входа – смотрели, кто идет в ночной клуб, расположенный в кинотеатре, а кто – к нам на «Ночь анимации». Наши были «без областных эффектов» – без шпилек, рюшей и стразов. Очень симпатичная молодежь, такие городские неформалы без излишнего гламура. Они нам так понравились, что мы их «нащелкали» и вывесили на сайте. Вот посмотрите, какие симпатяги (показывает).
– Славненькие. Но, сразу видно, потребители.
– Они выросли в потребительской культуре, как же без этого. Мы живем в потребительском обществе, чем лучше мы его знаем и умеем им пользоваться, тем меньше шансов, что оно в нас проникнет. Наши питеры пэны не принимают это общество, но играют по его правилам, добираются до нужной им лестницы – и посылают всех на фиг. Приторачивают свои горные велосипеды к своим «Ауди» и уезжают кататься.
– Вот вы как – на высокой ноте: питеры пэны┘ Почему не назвать их честно инфантилами?
– Потому что они не инфантилы, а взрослые люди, которые не хотят взрослеть. Которых зашугала рутина, обыденность, обязательства. Для них мы и работаем.
– Один наш известнейший мультипликатор сказал о «2х2»: «Хуже этого канала придумать невозможно». Вы как-то отслеживаете продукцию на предмет дурновкусия? Или только покупаете–запускаете?
– Вкусовщина – самый последний подход в профессиональном деле. Если этот мастер мультипликации сделал свой вывод не с точки зрения, как нарисовано, хорошо ли, плохо, какое музыкальное сопровождение и т.д., а с точки зрения, что это массовая культура, то у него сбит прицел. Хочу призвать прийти в себя тех, кто говорит, что телевидение должно просвещать. Это иллюзия. Телевидение должно развлекать, оно было создано исключительно для развлечения. Даже новостные программы строятся по принципу драматического произведения: завязка – кульминация – развязка. Это хорошо понимал Леонид Парфенов, который делал беллетристику в видеоформате. Что касается качества – один эпизод «Симпсонов» стоит в производстве миллион. Ничего себе – низкопробная продукция! А концепция «Симпсонов» позволяет получать удовольствие от жизни «маленьким людям»: я лузер и горжусь этим.
– Не пробовали сотрудничать с нашими мастерами анимации?
– Сразу к ним обратились: «Давайте делать современные вещи». Сложность в чем – нам нужен сериал, я должна предлагать зрителю историю, на которую он будет приходить каждый день. Но отечественный мультипликатор – он творец искусства, он говорит: «Мне скучно. Я нарисовал свои 10 минут, и рисовал их два года». А мне надо – 110 минут и желательно за месяц.
– Слышала по радио мнение, что вы растите поколение иностранцев в собственной стране, раз у вас 90% эфирного времени отдано зарубежной мультипликации.
– А может, не иностранцев, а космополитов? Когда был придуман Иванушка-дурачок, это ж сколько поколений вы хотите вырастить на Иванушке-дурачке?! Должен быть современный и актуальный герой, над которым можно смеяться и на ошибках которого нужно учиться.
– «Футурама», «Баран в большом городе», «Смертельный поединок» – я могу понять, зачем. Со всеми их приколами, пародиями и стебом ниже пояса. И даже «Южный парк» (хотя в совместном просмотре с сыном-подростком напоролась на серию, где запускают мышь гею в┘ Живо вспомнила отзыв одного зрителя: «2х2» – это похлеще гей-парада!») Но «Бивиса и Батхеда» – их-то зачем показывать?..
– Я уже слышала, что дебилизирую страну, показывая «Бивиса и Батхеда». Сперва о покоробившем вас «Южном парке». Идея-то виденной вами серии – замечательная: нельзя доводить толерантность до идиотизма, терпимость – это значит терпеть, а не одобрять. Вы выросли на другом эстетическом материале, на отечественных мультфильмах, а они – про вечные ценности и другое время. Наши дети – гораздо более открытые, чем мы, и гораздо быстрее развиваются. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был современным? Следовательно, он должен уметь говорить на современном языке и разбираться, что к чему. Что касается «Бивиса и Батхеда» – смотришь серию и понимаешь, над каким подростковым недостатком, или страхом, или понтом там шутят и издеваются. Да моя дочка посмотрит на эту парочку – потом за кого бы замуж ни вышла, он будет казаться ей гением! На самом деле мы честно относимся к тому, что показываем. Переживаем по поводу матерных выражений, ищем, как сказать по-русски, чтобы не выглядело вульгарно. К примеру, «бич» – можно сказать и при маме, а «сука» – я бы поостереглась. Это проблема – найти форму перевода, чтобы не потерять и современность языка, и актуальность шутки.
– Как понимать ваше заявление: «Мы – это реакция на НТВ»? Вы продолжатели их политики в анимационном жанре?
– Нет, конечно, мы – реакция на ужасы НТВ! Как юмор и ирония – реакция на страх и испуг. Чтобы решить проблему, ее надо вышутить. Посмеяться над тем, что тебе казалось непреодолимым. Если ты в состоянии стресса – включи «2х2». Поможет.