Михаил Дегтярь: «У меня нет начальника»
Фото Н. Преображенской (НГ-фото)
Михаил Дегтярь, известный репортер и признанный мастер своего дела, сам позвонил обозревателю «НГ» и попросил о разговоре. Суть которого можно обозначить классической фразой «Не могу молчать». Разговор этот – перед вами.
– Миша, недавно из состава российской Академии телевидения вышли два канала. Поговаривают, что в случае с НТВ катализатором в некотором роде послужили вы?
– На сегодняшний день Академия Российского телевидения – единственная организация, которая хоть как-то объединяет телевизионщиков. Я думаю, канал НТВ вышел из состава академии, посчитав для себя оскорбительным тот факт, что на последней церемонии «ТЭФИ-2006» он не получил ни одной статуэтки. Два «Орфея» актерской паре из «Доктора Живаго» не в счет. Еще я думаю, их расстроила история с номинацией «Специальный репортаж, журналистское расследование», в которой победил я. Номинация путаная: в ней сведены воедино два разных жанра. Я никогда не занимался журналистским расследованием - и не верю в таковые на нашем телевидении. Светлой памяти Щекочихин и Политковская – вот кто занимался журналистским расследованием, но это в газете. На ТВ этого жанра давно нет. Короче, все программы, вошедшие в тройку финалистов, понятию журналистского расследования не соответствовали. Репортаж Ильи Зимина и Андрея Лошака мог бы получить «Орфея» в номинации «Репортер» (и, на мой взгляд, непременно бы получил), его просто не туда засунули. В итоге кроме премии я получил пересуды на тему «голосование было спорным» – так вот, оно было бесспорным. Судите сами: 8 голосов за меня, три – за Зимина и Лошака, один – за репортаж «Вестей недели» и один воздержался.
– Экий вы, право, неудобный – мало того что перехватили у НТВ премию, еще и поставили всем присутствующим на вид, получая статуэтку: «Видите, можно работать без чернухи и гламура».
– Я речи не готовил, она, видно, была у меня внутри готова. Я член жюри конкурса «ТЭФИ-регион» – собкоры из регионов рассказывают, что их заставляют присылать в Москву негатив. Не надо изобретений, не надо свершений, а надо – кто кого замочил. Убежден – новости необходимо дозировать и чередовать. Нельзя травмировать страну.
– Последний тезис обращен к?..
– У меня дома нет НТВ – я его стер : не дай Бог, дети увидят. Как всякий телевизионщик, я человек циничный, но мне страшно смотреть их программы: везде микробы с глистами, маньяки с извращенцами┘ Идет какое-то нагнетание ужасов! Есть люди, которые считают подобную телевизионную политику государственным преступлением. Однако подобная продукция приносит большие рейтинги. Зрителя всегда легко заставить смотреть рождение и смерть – в сниженном варианте это секс и убийство. На НТВ занимаются не телевидением, а продают страхи и нездоровое любопытство. И пусть не думают работники информационной службы НТВ, что они в белых фраках. Новости – давно уже не их профессия. Они работают на канале, который весь в дерьме, и потому они тоже в дерьме. Я недавно снимал Александра Петрова, получившего «Оскар» за мультипликационный фильм «Старик и море». Это настолько скромный, ясный человек┘ Знаете, что он сказал по поводу своей оскароносности? «Были более талантливые люди, мне просто повезло». Одна эта фраза стоит всего НТВ со всеми их «Программами максимум».
– Ну, что-то хорошее у них все же есть – вполне человеческая программа Кирилла Набутова «Один день. Новая версия», «Школа злословия» с Толстой и Смирновой┘
– Конечно, там есть замечательные журналисты – Кирилл Набутов, Вадим Такменев┘
- А что вы думаете об учреждении каналом НТВ всероссийского конкурса «Профессия репортер»?
– У них давно уже кризис жанра – появилась необходимость привлечь свежую кровь. «Мы пригласим в жюри лучших репортеров страны» – помнится, декларировалось. Недавно огласили список: из 17 человек 14 своих, энтэвэшных (настоящих и бывших); некоторые из них не имеют никакого отношения к репортерству.
– Вам обидно, что вас, трижды лауреата «ТЭФИ» в этом жанре, не позвали в жюри?
– Назовите кого-то, кто раньше моей студии, еще в советскую эпоху, начал этим заниматься. Пригласить меня им не хватило смелости и мозгов.
– Назову: Александр Невзоров. Всяко можно относиться к его личным качествам, но он – блистательный репортер и начинал года за три до вас.
– Согласен. Хотя пропагандировать именно «Специальный репортаж» стал я. Кстати, могли бы и Невзорова в жюри позвать, если уж на то пошло.
– Миша, вы никак главный максималист нашего ТВ? Вот ведь и на предыдущем «ТЭФИ» вы заставили о себе говорить, некорпоративно проголосовавши.
– Как единственно голосующий в той номинации академик с ТВЦ, я был «обязан» проголосовать корпоративно за свой канал, то есть за «Времечко», и тогда ТВЦ выиграло бы со счетом 6:5. Но я об этом не думал, и в мыслях не было! Программа «Времечко» на тот момент была жутко «джинсовой» – сплошная скрытая реклама. «Истории в деталях» (СТС) мне нравилась больше, я послушался сердца и проголосовал за нее. После чего руководитель АТВ, компании – производителя «Времечка», заявил в СМИ, что меня надо уволить с канала ТВЦ за то, что я проголосовал некорпоративно. А не так давно АТВ вышло из телеакадемии по той, представьте, причине, что академики голосуют корпоративно! Что называется, неисповедимы пути твои, господи┘ Но я не один такой максималист. Выдающаяся ведущая Светлана Сорокина (даже не обсуждается – ведущая номер один за весь постсоветский период) на «ТЭФИ-2006» тоже проголосовала не за «своих». И где теперь намечавшаяся с ней передача об инвалидах и благотворительности? Такого класса личности, как Сорокина, сегодня на ТВ не нужны, ими трудно управлять. Они не будут делать то, что им скажут, если это идет против их совести.
– Вы-то с вашим вольтерьянством как удерживаетесь на экране?
– Я – это отдельный случай. У меня нет начальника – я лишь произвожу программы для канала ТВ Центр. Их могут, конечно, не принять, но пока такого не случалось. У нас в штате студии «Репортер» всего два человека, включая меня. Даже оператора нет – каждый раз вызываю человека на съемку. Арендую монтажную, тон-ателье. А за тем же НТВ стоят такие производственные мощности! Не говоря уже о помощниках, редакторах, продюсерах┘ Смешно – я делаю все это один (вообще не люблю работать в толпе). При этом раз в неделю выдаю программу уже 15 лет подряд. Я заработал себе право снимать про кошек, про валенки, про заморские страны, про интересных людей – без какой-либо политической и криминальной составляющей. Я знаю, что интересно рядовому зрителю – и снимаю так, чтобы у него появлялась пища для размышлений.