Анатолий Малкин: «Существуют другие ценности, кроме денежно-материальных┘»
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
АТВ – производящая телекомпания, которой каким-то образом удается и о душе думать, и на плаву держаться. Качество ее продукции таково, что ее вполне можно назвать предтечей общественного телевидения. Сегодня мы беседуем с президентом телекомпании АТВ Анатолием Малкиным.
– Анатолий Григорьевич, в Рождество на канале ТВ Центр вышла премьера передачи АТВ «Двадцать лет спустя. От всей души». Это ведь не ремейк давней передачи, где главным было «плачьте вместе с нами», у вас сделан упор на «давайте восклицать, друг другом восхищаться»?
– Мы начинали проект как ремейк, но, к сожалению или к счастью, решили не повторять того, что было когда-то. Старая передача с Валентиной Леонтьевой была продуктом своего времени и своего зрителя, которого сейчас нет. Может быть, относительный цифровой недобор этой премьеры – в том, что зритель отвык от такого рода программ, когда рассказывают не о «желтом» – «жареном» – скандальном, а о реальных человеческих судьбах...
Была задача сделать программу для семейного просмотра и, считаю, такая попытка нам удалась. Смею надеяться, что у нее будет продолжение. Пока заявлены три выпуска, которые будут выходить раз в месяц.
– Но я хочу сказать про удачу. Нам показали потрясающих стариков из МИСИ, хотя людей, в 80 лет отбивающих чечетку и занимающихся самбо, вряд ли можно назвать стариками.
– При нынешней тенденции ТВ – всё для молодых, всё о молодых, успешных и денежных, – старшего поколения как бы не существует, а, значит, не существует и общества, нет поколений – нет традиций – нет страны. А каналы борются за аудиторию от 18 до 45, потому что телевидение ориентируется на тех, кто способен тратить деньги. Те, кому больше лет, считаются неперспективной рекламной аудиторией ┘ Я благодарен каналу «ТВЦ», заказавшему нам эту программу, но хочу заметить – у такой программы должна быть государственная или грантовая поддержка. Вы правы, передача эта показала, что старые люди – вовсе не старые, они моложе многих молодых... Эта программа показала, что все мы живем в одном обществе, что существуют другие ценности, кроме денежно-материальных┘ Подобная передача возобновляет связь поколений – и тем спасает нацию. Такие программы должны быть; как только это поймут и начнут поддерживать – наше телепространство станет меняться к лучшему.
– Мне понравились еще «Сто вопросов взрослому» с Никитой Михалковым...
– «Сто вопросов» – один из самых удачных наших проектов, построенный опять-таки на столкновении, состыковке поколений. Передача с Михалковым – это было редкое произведение даже в этом жанре. Интересно, что более молодые и медийно раскрученные персоны не собирали такого рейтинга, как он. Что показывает – аудитория скучает по серьезному разговору, хорошо сделанному и остро поданному, и движется в сторону настоящего, а не развлекательного телевидения. Михалкову дети были интересны, поэтому и он был так интересен в общении с ними. В жизнь входит новое поколение, оно совершенно другое, нам необходимо понимать – и мне лично – какое оно, и что здесь будет потом, после нас.
– Вопросы для детей пишут редакторы?
– Нет. Мы проводили опрос: «Кого вы считаете главным взрослым?» – ответили, разумеется, – «Путина». Тогда мы поставили рамки: из политиков, из общественных деятелей и проч. Так мы выясняем, кто им интересен. После чего просим присылать вопросы, по ним и отбираем школьников (возрастной ценз – от 12 лет) для участия в передаче. Как уж они их пишут – с родителями, с учителями, с энциклопедией – не важно. Иногда такое «нароют» в интернете┘ Работа редактора заключается в отборе вопросов для создания некоей гармоничной среды в студии. Если возникают подозрения, что дети не могут сами, без помощи редакторов, выдать интересные и заковыристые вопросы, – значит, так мы относимся к нашим детям.
– «Времечко» – поистине народная программа, она помогает людям – одна акция «Дети нашего «Времечка» чего стоит! Но: зрители привыкли смотреть ее поздним вечером, почему ее передвинули по сетке на полпятого дня? Получается совсем другая целевая аудитория!
– И в связи с этим мы были вынуждены создать «Новое времечко» – другую передачу: некое сочетание информации с ток-шоу. Кстати, она могла бы называться не «Новым времечком», а «Страстным бульваром». Канал «ТВЦ» находится в поиске, концепция в некоторой степени меняется, будем надеяться, что поиски эти окончатся разумно.
Конечно, мы хотим, чтобы прежнее «Времечко» было возобновлено в свое обычное время, поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к разуму телезрителей всех уровней компетенции – верните «Времечко» на свое место, оно нужно своему зрителю. Есть передачи, которые трогать категорически нельзя («Что? Где? Когда?», «КВН», «Жди меня», «Времечко»), потому что это часть национальной ментальности. Потому что если сломать динамический стереотип – человек теряет жизненную ориентацию. То же происходит и со страной. Страну связывают немного вещей, в том числе железная дорога, трубопровод, язык и телевидение. Нельзя трогать генеральные вещи! Очень зря закрыли «Взгляд» и «Пресс-клуб». «Спокойной ночи, малыши» – убирали, ломали, видоизменяли, такая заставка, сякая заставка┘ А остались стол и три куклы, которые открывают души в маленьком человечке, они рождают желание общаться.
– Телевидение, увы, – бизнес-проект и средство зарабатывания денег.
– Машина коммерческого телевидения, к сожалению, формирует только потребителя и электорат, но не нацию. Мы все – продукты телевизора, во многом мы только через телевизор понимаем, что хорошо, что плохо, телевидение дает образцы поведения, формирует образ героя.
Кстати, криминальные программы в таком количестве, как сейчас, точно программируют мозги на зло, к сожалению. Точно так же, как и хорошая программа, если она идет долго и в удобное время, программирует зрителя на позитив. В советские времена, при всей жесткости идеологии и установок всё же соблюдался некий баланс, у зрителя была возможность получить высокие образцы искусства. Он знал, что такое балет и опера, симфоническая музыка и романс, что такое Чехов, а нынче он знает об этом только из интернета.
– И есть какой-нибудь выход из этого?
– За последние 15 лет ТВ воспитало весьма специфичную аудиторию, сломать сложившееся положение вещей будет очень трудно. Но возможно – путем создания общественного канала, который не думает о рекламе и деньгах, а думает о морали и нравственности. Без подпорки в виде общественного телевидения диктат рейтинга и денег будет всегда. А деньги – гораздо большие цензоры, нежели структуры и люди. Повторяю, должны быть поддерживаемые государством зоны, направленные на создание общественного телевидения.
– Но может ли телевидение быть лучше общества?
– Не может, но должно. Кино, театр, телевидение – всегда было местом, где человек занимался некоей эманацией в мир, неким продвижением духовных ценностей. Это всегда было место для людей, желающих что-то новое сказать и могущих это сделать. Можно и ради денег, и карьеры работать на телевидении, но не нужно.