0
1494
Газета Телевидение Интернет-версия

28.10.2005 00:00:00

У слушателей «Маяка» произошло раздвоение сознания

Тэги: курохтин, маяк, радиостанция


курохтин, маяк, радиостанция Сергей Курохтин открещивается от госпропаганды.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Сергей Владимирович, как вы полагаете, зачем ВГТРК две похожие по формату радиостанции в одном холдинге?

 

– Не соглашусь. Форматы у нас разнятся. «Радио России» – многоформатная станция (театр, чтение, политические программы, художественные постановки и т.д.), направленная на все социальные группы в нашей стране, в то время как «Маяк» – информационно-музыкальная. Другое дело, зачем двум разным по формату радиостанциям работать на одну и ту же аудиторию? Это вполне закономерный вопрос, и после того, как в этом году мы юридически вошли в холдинг, мы можем взяться за решение этой задачи, которая абсолютно назрела. Основная слушательская аудитория «Радио России» – это возрастная группа 45–60 лет и старше. На «Маяке» аудитория моложе – 40–50 лет. В итоге принято решение, что формат «Радио России», апробированный временем, остается, в то время как перед нами поставлена задача – сдвинуться к более молодой, но, подчеркиваю, не молодежной аудитории. В принципе появление в свое время параллельно с «Маяком» информационного канала «Маяк-24» было пробой сил именно в этом направлении.

 

– В преддверии выборов?

 

– Нет, он был запущен более трех лет назад с целью уйти от привычного всем музыкального формата к информационному и выйти на более молодую аудиторию. В столице это удалось. Не удалась другая задача – с этим продуктом выйти на конкурентные позиции в Москве, потому что «Маяк-24», по данным TNS/Gallup media, имеет 300 тысяч слушателей, находясь в конце второй десятки среди радиостанций. Что же касается основного, музыкального «Маяка», который выходил в нижнем УКВ-диапазоне и по проводной сети, – то там мы имеем около 700 тысяч слушателей.

 

– Кто ваши конкуренты?

 

– Кроме «Эха Москвы», никого, поскольку рынок разговорно-информационного радио очень сложный. Так, выйдя три года назад с информационным «Маяком-24», мы поняли, что, представив слушателям две радиостанции, скорее проиграли, чем выиграли. Очень многие люди, которые слушали программы «Маяка-24», были уверены, что они слушают «Маяк».

 

– Как объяснить тот факт, что «Эхо Москвы», имеющее значительно меньшую сеть распространения, является более влиятельной радиостанцией, информации которой доверяет немалое количество слушателей?

 

– Ну, эти две вещи впрямую между собой не связаны. Если мы сейчас проведем опрос о доверии слушателей радиостанции «Эхо Москвы» и «Маяка» по Москве по всем возрастным группам, я готов спорить, что «Маяк» будет выше по рейтингу доверия. Другое дело, что есть определенная, политизированная часть аудитории, в которой находятся, что называется, «люди влияния». Вот там действительно влияние «Эха Москвы» будет выше, потому что оно предоставляет именно этому, подчеркиваю, довольному узкому слою больше выбора информации.

 

– А что мешает давать больше выбора информации вам? Это какая-то установка?

 

– Это не установка, это правила игры. Это абсолютно нормальная ситуация.

 

– Непредоставление большей информации – это правила игры?

 

– Понимаете, частное, независимое СМИ на медиарынке во всем мире имеет конкурентное преимущество, поскольку у него другие принципы существования, нежели у государственного. Мы этого лишены в силу определенных правил игры, которые абсолютно прозрачны: мы государственное СМИ, и для нас любая государственная точка зрения будет приоритетной, мы не сможем ее игнорировать. Для нас важнее в первую очередь обсуждение того круга проблем, который находится в повестке дня, задаваемой государственными органами власти нашей страны. Да, мы всегда представим вторую точку зрения, но мы необязательно представим пятую, восьмую и так далее.

 

– То есть не представите полифонию мнений?

 

– Нет, мы не создадим то, что граничит с эпатажем. В наших планах на ближайшее время – вернуться к единому брэнду, потому что в сознании слушателей произошло некоторое раздвоение сознания. Калька взята нами с достойных образцов – есть Би-би-си-1, Би-би-си-2 и так далее. Но если в случае с Би-би-си это работает, то у нас не сработало, и долгое время наличием двух брэндов мы помогали своим уважаемым коллегам с «Эха Москвы». С ноября, когда произойдет объединение «Маяка-24» и «Маяка», мы им перестанем «помогать». При этом основным содержанием «Маяка» будут новости. Да, мы потеряем какую-то часть аудитории, которая предпочитала музыку, но решим главную задачу – получим более молодую и более влиятельную аудиторию и как минимум не уступим «Эху Москвы» в рейтинге.

 

– Александр Герасимов, который собирается в январе следующего года начать в рамках холдинга «Газпром-медиа» вещание новой разговорно-информационной радиостанции, ориентированной на молодежную аудиторию, заявил мне, что его детище затопчет «Маяк»...

 

– Я считаю, что нам, давно находящимся на этом рынке, нужно относиться к таким заявлениям коллег снисходительно. Радийный медиарынок тяжел, и ворваться туда на коне, пролетев к вершинам рейтингов, очень и очень трудно. Во всяком случае, таковых примеров в информационном радио пока не было. Хотя, насколько я знаю, те финансовые возможности, которые есть у «Газпром-медиа», позволяют им повесить впереди коня ли или любой другой тягловой силы, которой они воспользуются, перед носом, такие стимулы, что животина пойдет вперед.

– У ВГТРК таких возможностей нет?

– Знаете, всегда чужие возможности кажутся большими. У нас тоже есть возможности, чтобы занять конкурентное место на рынке. Хотя никогда коммерческие цели не будут у нас на первом месте.

– Тем более что вы как государственная радиостанция действуете не вполне в рыночных рамках.

– Да, не вполне, но совсем абстрагироваться от рынка мы не можем.

– Вы финансируетесь государством, сколько же вам не хватает?

– Выделяемые средства из бюджета закрывают около 70% даже не программинга, то есть работы редакции, а необходимых средств для распространения сигнала.

– На что же вы существуете?

– Необходимые деньги мы берем на рынке, плюс нам выделяет холдинг от своей коммерческой деятельности.

– Получается, что вы нахлебники?

– Это как считать. У нас по стране огромная сеть распространения, и ни одна коммерческая радиостанция такой сети не имеет. Если же попробует что-то подобное создать, то она денег не заработает, поскольку наличие такой сети у нас – это выполнение социальной функции. Но самое затратное то, что мы должны вести вещание по всем диапазонам – на средних, длинных и ультракоротких волнах. А надо сказать, что средневолновое вещание – самое дорогое. Никому из коммерсантов, которые выживают на этом рынке, не придет в голову содержать средневолновый передатчик где-нибудь в Якутии, как это делаем мы.

– Вам не кажется, что ваши программы, которые в силу своего монопольного распространения обязательны для многих радиослушателей, являются пропагандистскими?

– Пропаганда – это не где, а что звучит.

– Ну, если вы вещаете на всех видах волн, только что из утюга не звучите, то как же это назвать?

– Если люди будут слышать из единого источника одну и ту же точку зрения, то рано или поздно они от этого откажутся, перестанут этому доверять и глупо надеяться, что можно вести пропаганду таким образом. Как и упрекать государственные СМИ в пропаганде только потому, что они являются единственными в том или ином населенном пункте. Мы в своих программах, пригласив человека, который, на ваш взгляд, ведет пропаганду, как, например, министр здравоохранения и соцразвития Зурабов, даем его рассказ о реформе здравоохранения или монетизации льгот. Для нас это человек, который не пропагандирует, а информирует население. Но мы не выполним до конца свою задачу, если на следующий день к нам не придет человек, который расскажет, какие в этой реформе есть недостатки, поскольку мы знаем, что возражений у простых людей против того, как идет реформа, более чем достаточно.

– Какой процент в эфире занимает обсуждение инициатив президента и правительства?

– Нам такой процент никто не устанавливал. Такой цифры нет, и ее невозможно спустить сверху. Что же касается самих представителей власти, то парадоксально, но они не всегда считают, что должны помогать в рассказе о себе.

– Есть ли табуированные темы или персоны? Например, Каспаров?

– Списка нет и никогда не было. Каспаров недавно был в нашем эфире. Другое дело, что на радиостанции «Эхо Москвы» Каспаров высказывается намного чаще.

– А у вас что, какая-то квота на него?

– Нет, у нас нет на него квот, но если к нам пришел господин Каспаров и высказался по всему кругу вопросов, то на следующей неделе мы его приглашать не будем.

– Получается все-таки квота?

– Проблема Каспарова – это не проблема государственной пропаганды, это проблема самого Каспарова. Для нас нужно, чтобы он сказал что-то новое. Пусть он найдет развитие своих идей, и, если, кроме критики недостатков существующей власти, он расскажет, например, как все-таки он собирается строить свои взаимоотношения с другими участниками так называемого демократического лагеря, мы его обязательно пригласим еще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1082
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
669
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1299
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1297

Другие новости