Многие наблюдатели удивлены тем странным отношением, который позволил себе Первый канал по отношению к президенту. Точнее, к его Посланию. Самый мощный российский телеканал, сигнал коего принимается на 99% территорий страны, не только уступил право трансляции конкуренту – каналу «Россия», сигнал которого слабее, но и уделил Посланию всего лишь 20 минут, оборвав Владимира Путина на полуслове и перейдя к стоящим в сетке вещания «Звездным войнам».
В итоге, согласно данным TNS/Gallup media, большинство зрителей (данные по Москве) предпочло ознакомиться с тезисами президентского Послания непосредственно в ходе прямой трансляции на канале «Россия» (рейтинг 2,79%), а не в кратких новостях на Первом канале (2,74%). Что это? Политическое контрпрограммирование президента? Или боязнь потерять деньги от рекламы – в случае экстренной трансляции?
По мнению директора национального исследовательского центра телевидения и радиовещания Алексея Самохвалова, в случае невыполнения обязательств перед рекламодателями в результате замены «Звездных войн» на выступление президента, Первый канал понес бы не очень большие потери, поскольку утренний эфир намного дешевле вечернего, не говоря уж о прайм-тайме. По его словам, «видимо, Первый канал научился считать и они посчитали выполненным свою информационную миссию, проинформировав зрителей в таком скромном объеме».
У Сергея Доренко – другая точка зрения. Он заявил в интервью «НГ», что в Кремле давно считают, что Первый канал – народный, а поскольку Послание адресовалось в основном политическим элитам, то решили, что трансляцию Послания можно доверить не самому мощному, но самому государственному каналу – «России». «Действительность нас удовлетворить не может», – сказал президент, это ключевые слова», – подчеркнул Доренко. По его мнению, например, про демократический путь России Путин рассказывал в основном для Кондолизы Райс, про возвращение капиталов из-за рубежа – для чиновников, а цитаты из книги политолога Френсиса Фокуямы и философа Ивана Ильина предназначались духовным лицам, в частности Патриарху Алексию II. «Для народа же были строки вполне обидные – о повышении оплаты бюджетников всего в полтора раза, и я думаю, что у власти не было особого интереса, чтобы народ это услышал», – заметил Доренко.
Мнение Доренко подтвердил «НГ» и информированный источник, близкий к руководству Первого канала. По его словам, руководство канала заранее знало о том, кто и когда будет транслировать президентское Послание, и загодя могло утрясти вопрос о переносе рекламного блока с рекламодателями, однако не сделало этого. По словам специалистов, Первый канал в любом случае ничего бы не потерял, поскольку в телевизионных рекламных контрактах имеется пункт, касающийся так называемых форс-мажорных обстоятельств, под которые вполне подпадает экстренная трансляция президентского Послания.