-Александр Алексеевич, зачем понадобилось создавать «Звезду»? На других каналах полно патриотических передач.
– Мы не собираемся приватизировать эту тему. Но патриотический контент, как мы говорим, размыт сегодня на каналах. У нас происходит унификация телевидения, на всех телевизионных каналах погоня за рейтингами, которая приводит к засилью западных блокбастеров. Учитывая, что телеаудитория вынуждена смотреть на каналах не то, что хочет, а то, что ей показывают, мы хотим представить немного другой телевизионный продукт.
– Какова концепция вашего военно-патриотического канала?
– Мы позиционируем себя как государственно-патриотический канал и наша концепция радикально отличается от военно-патриотической. Мы планируем развиваться как нормальный коммерческий канал. Согласно лицензии, 30% вещания составит кинопоказ, 20% – культурно-просветительские передачи, в том числе о науке и культуре, 15% отведено музыкально-развлекательному вещанию (концерты, клипы, ток-шоу, викторины), 10% – военно-патриотические программы, 10% отведено на информацию и еще 10% – на общественно-политические передачи. Доля детского и спортивного вещания должна составить по 2,5%.
– Кто работал над концепцией «Звезды»?
– Над концепцией работала рабочая группа из Главного управления воспитательной работы Министерства обороны. Параллельно проводились консультации практически со всеми лидерами сегодняшнего телевизионного рынка. Мы очень благодарны Анатолию Григорьевичу Лысенко за помощь и поддержку. Много хороших идей было подсказано Валентином Лазуткиным (председатель совета директоров ТВЦ. – «НГ»), с которым мы регулярно встречаемся, огромное спасибо заместителю руководителя Роспечати Андрею Романченко, изначально, еще до получения лицензии, консультировавшему наш проект. Отдельное спасибо за помощь на первом этапе Ивану Демидову, который представлял наш проект на Федеральной конкурсной комиссии.
– Почему же вы потом отказались от его услуг?
– Поверьте, у нас отличные отношения. Совсем недавно он мне звонил и просил оказать содействие по съемкам в Севастополе для его программы «Русский взгляд». Мы с удовольствием чем могли помогли, и я абсолютно уверен, что и в будущем будем сотрудничать со всеми людьми, с которыми имели отношения, – от Ивана Демидова до Анатолия Григорьевича Лысенко. Мы сочтем за честь, если на нашем канале он будет вести программу об истории российского телевидения.
– Кто ваш зритель?
– Мы считаем, что это очень широкая аудитория, социально активная и при этом не только мужская. Будем стремиться к тому, чтобы каждый житель нашего государства, человек, который любит Россию, на нашем канале смог найти одну из своих любимых программ или постоянный цикл передач, который бы он смотрел постоянно. Сейчас мы находимся на стадии подписания договора с руководством Гостелерадиофонда, где имеется прекрасное собрание патриотических работ – как документальных, так и художественных, – которые вообще не видели никогда экрана.
– Если вы собираетесь отвести на военно-патриотическое воспитание всего лишь 10% своего вещания, то чем же собираетесь отличаться от конкурентов?
– Подачей материала. Мы будем показывать преимущественно отечественные фильмы и ту зарубежную классику, которая не несет в себе насилия. Где не будет русский человек показываться как бандит или идиот, что, к сожалению, часто бывает в кинопоказе на больших каналах. Мы не будем делать программы, которые могли бы затронуть чувства российского человека, ущемляющие национальное достоинство. У нас не будет и сцен насилия.
– А зачем тогда собираетесь показывать военные фильмы, где постоянно стреляют и убивают?
– То насилие, которое идет, допустим, в «Парнях из стали» и которое идет в «Офицерах», имеет совсем разную природу.
– Будут ли новостные программы?
– Да, мы будем делать новости, но нескоро. Сначала отстроим вещание по Москве и России, проверим, где имеются устойчивые зоны приема, а где нет, затем начнем вхождение в кабельные сети «МостелеКом». В этой ситуации тратить средства на производство дорогостоящего оригинального продукта мы не планируем. Но я думаю, что новости у нас будут помягче и подобрее.
– Собираетесь делать «доброе» телевидение?
– Мы хотим делать не просто доброе телевидение. У нас будет телевидение, которое расскажет об истории государства, о том, сколько наших одаренных детей выигрывают чуть ли не каждую неделю крупные олимпиады в мире. О людях, которыми в небольших европейских странах гордятся, а у нас о них даже никто не знает. Мы прекратили показывать позитивную жизнь России, неужели вы этого не понимаете? Кому это выгодно – показывать негатив? Я думаю, тем людям, которые хотят показать, что в России все плохо. А ведь есть старая хорошая русская пословица: «Скажи человеку девять раз «свинья», на десятый он захрюкает». Мы прекратили в нашем народе воспитывать чувство гордости к самим себе.
– Что будет в эфире 20 февраля?
– 20-го мы начинаем техническое 12-часовое вещание и, учитывая, что лицензия позволяет вещать хоть 24 часа в сутки, думаю, что к концу апреля – началу мая выйдем на 18-часовое вещание. Помимо настроечных таблиц зрители увидят логотип «Звезды», наши заставки и, естественно, какие-то архивные программы ЦТРС, связанные с отечественным художественным и документальным кино. В течение первых двух месяцев каких-то собственных программ, которые будут делаться как силами самой ЦТРС, так и другими телепроизводителями, в том числе и региональными, с которыми мы сейчас ведем переговоры, мы пока не планируем показывать. Могу сказать, что сейчас ведется работа над реалити-шоу с рабочим названием «Ты служишь в армии». Это будет достаточно интересный долгосрочный проект, который будет коренным образом отличаться от подобных проектов, в частности от «За стеклом», «Тату в Поднебесной» или «Последнего героя». Программа о том, как служат в разных видах и родах войск.
– Почему делать государственно-патриотический канал поручено именно Министерству обороны?
– Я не думаю, что здесь важно, кто именно создает этот канал. Просто так получилось, что Министерство обороны в соответствии с действующим законодательством имеет право создавать СМИ. Кроме того, 57-я частота – очень проблемный канал, который нуждался в организационно-технических мероприятиях, связанных, как у нас говорят, с его «расчисткой». Это могли сделать только мы. 11 февраля мы завершили облет всех зон и установили специальные фильтры, не мешающие работе аэропортов во время вещания канала. Сегодня можем с уверенностью сказать, что 57-й канал готов к телевизионному вещанию на Москву и Московскую область.
– Какую сумму вы потратили на обустройство канала?
– На приобретение и установку передатчика мы потратили около 26 миллионов рублей. Сейчас подсчитываются расходы на приобретение, установку и испытание фильтров и работу воздушной лаборатории. Думаю, что весь этот комплекс работ составит около 30 миллионов рублей. Плюс на закупку техники в этом году мы планируем потратить около 6 миллионов долларов. Будут расходы и на оборудование зданий. В конце апреля мы планируем поднять сигнал на спутник и начать его распространение по территории России, СНГ и стран Балтии. В целом все это вместе взятое потребует 50–60 миллионов долларов.
– Было заявлено, что к концу года канал должен вещать на 51 регион России. Каким образом, ведь, чтобы выиграть соответствующие конкурсы на частоты в регионах через Федеральную конкурсную комиссию, вам потребуется как минимум несколько лет?
– На самом деле самый долгий путь – это как раз строительство собственной сети через выигрывание конкурсов. В принципе у нас будет и этот путь. Думаю, что с учетом того, что ФКК заседает только раз в месяц, нами будут предложены какие-то пакеты, когда можно будет выигрывать не один город, а несколько. Параллельно мы ведем переговоры с теми региональными компаниями, которые на сегодняшний день либо не имеют сетевого партнера, либо готовы его поменять на нас, оставив себе 2–3 часа собственного вещания. Если нам позволит бюджет, часть компаний можно покупать в собственность, учитывая, что цены в регионах далеко не московские. Практика показывает, что иногда дешевле купить актив, чем его создавать.
– Недавнее письмо министра обороны Сергея Иванова, который просит премьер-министра содействовать помимо финансовой помощи в получении региональных лицензий для канала «Звезда», многие телевизионщики оценили как игру вне правил.
– По-моему, не очень тактично рабочие документы выносить на всеобщее обсуждение. На мой взгляд, никаких нарушений в проекте этого распоряжения нет. Просто мы сформулировали в этом документе те задачи, которые перед нами стоят, и путь их возможного решения. Это нормальная позиция. Могу сказать, что сейчас первичная проработка завершена и то распоряжение, которое выйдет, будет значительно отличаться от того, что было в проекте. Поверьте, никто никогда не пропустит проект-распоряжение, который был бы незаконным. Вот, например, Министерство связи после согласования на самом высоком уровне вне всяких нарушений имеет возможность оказать нам содействие. Но никто никогда не ставил вопрос, что мы можем идти в обход ФКК. У меня есть письмо Минкультуры, в котором четко говорится, что решения по частотным ресурсам в городах с населением менее 200 тысяч не выносятся на ФКК, решаясь на местах. Что же касается финансирования, то мы просим, чтобы Минфин оказал содействие Минобороны, направив ему целевые средства из федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы». Никто же не обсуждает, что такая программа нужна?
– Какую часть просите выделить?
– Пока еще бюджет программы окончательно не определен, но нам, как нормальным людям, чем больше – тем лучше.