Петр Толстой считает, что на телевидении без амбиций делать нечего.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
– Как вы расцениваете заявление Михаила Лесина?
═
– Михаил Юрьевич сказал абсолютно точную вещь, что в России есть большой спрос на специализированные каналы, в том числе на детские и информационные. И он совершенно справедливо говорит, что ТВЦ не является городским каналом, позиционируя себя как канал федеральный. Но на какой «кнопке» делать специализированный канал – такое решение должна принимать Федеральная конкурсная комиссия при Министерстве культуры и массовых коммуникаций.
═
– В конце мая истекает лицензия и у ТВЦ, и у Третьего канала («Московии»). Будете ли вы участвовать в конкурсе на право получения лицензии на весь канал?
═
– Есть два пути. Первое – автоматическое продление существующей лицензии, и второе – выиграть конкурс. У нас нет планов кого-то вытеснять или что-то захватывать, но у нас есть абсолютно четкое понимание того, что появился постоянный зритель, которым мы очень дорожим, и одновременно сложился не скажу, что уникальный журналистский, но хороший творческий коллектив. Безусловно, это является, на мой взгляд, неким аргументом, если не для автоматического продления лицензии, то, во всяком случае, поводом расценивать наши шансы на продолжение работы как весьма серьезные.
═
– Чем Третий канал отличается от столичных городских каналов – «Столицы» и ТВЦ?
═
– Сложно сравнивать. Но могу сказать, что мы делаем не просто городской канал, а канал столичный, на котором помимо городских новостей в форме репортажа, жанра, почти умершего на других каналах, в простой и информативной форме рассказываем людям, что происходит на соседней улице. Плюс наши программы – «Главная тема», «Личное время» и другие – абсолютно авторские и субъективные, в которых высказываются порой спорные, неоднозначные позиции. Но именно этим привлекающие, как говорят рекламодатели, премиум-аудиторию, а проще говоря, думающих людей. Свою специфику накладывает и то обстоятельство, что по условиям лицензии мы имеем всего полтора часа вечернего вещания и наш основной продукт – новостная программа «Город». Может быть, это обстоятельство и помогло нам нащупать более динамичный ритм, чем у коллег. И если бы исторически у «Московии» был весь третий канал, мы, может, тоже так размазывали бы манную кашу по тарелке, медленно, раздумчиво, с какими-то публицистическими отклонениями. Такое телевидение вечных ценностей привлекает немало зрителей, но у нас на это просто нет времени. Поэтому, когда наши журналисты снимают сюжеты, перед ними стоит совершенно понятная задача: им нужно рассказать о событии очень сжато и динамично, показав зрителю максимум возможного. Мы за полтора часа помимо спецрепортажей даем 20 репортажей в новостях и аналитику Андрея Доброва в «Главной теме». Вот наше ежедневное меню.
═
– Любопытно, что Михаил Лесин руководил Федеральной конкурсной комиссией, которая выдала в 2000 году лицензии двум телекомпаниям на один канал, и его нынешнее заявление многие наблюдатели расценили как попытку в очередной раз досадить Лужкову.
═
– Может быть, здесь есть какой-то конфликт интересов, но я не могу вам на это как-то развернуто ответить. Я журналист и лично не знаком ни с Лесиным, ни с Лужковым. Я уверен, что эти два человека, безусловно, имеют какие-то личные отношения, которые вскрываются вот в таких ситуациях.
═
– Сейчас вы, Петр, скорее, отвечаете не как журналист, а как генеральный директор телекомпании┘
═
– Нет, даже как генеральный директор я не имел чести обсуждать этот вопрос ни с Юрием Михайловичем, ни с Михаилом Юрьевичем. Поэтому я не могу на него ответить.
═
– А если на конкурсе на третью частоту победит русский CNN Лесина, что вы будете делать?
═
– А у меня встречный вопрос: откуда возьмется русский CNN? Откуда он выскочит? Построится за полтора месяца, как некая пирамида, скрывавшаяся где-то в архивных помещениях ВГТРК? Так вдруг круглосуточный информационный канал не сделаешь. Но, может быть, Михаил Юрьевич имел в виду, что он построит русский CNN на базе «Московии»? Тогда мы ему в этом поможем. У нас много талантливых и энергичных журналистов, которые имеют опыт работы и на НТВ, и на ТВС. У нас хватит силы на русский CNN.
═
– Успеете до мая его сделать?
═
– Нет. Но мы можем, как канал уже вещающий на этой частоте, предложить концепцию, которая вполне устроит людей, которые нуждаются в русском СNN. Наше дело на третьем канале – это новости. Мы и так делаем самый дорогой и наименее окупаемый сегмент телевидения. Мы же не сериалы делаем. Повторяю, если есть желание и необходимость, то у нас, пожалуйста, есть такая возможность и встречное желание делать круглосуточный информационный канал.
═
– И сколько времени вам понадобится на его создание?
═
– Если говорить о времени, то надо начинать с ресурсов, которые для этого нужны. Информационный канал делается минимум полгода. Это перестройка на марше, это некоторое количество финансов, которые должны быть добавлены к тому небольшому ресурсу, который у нас есть. Но у нас есть потенциал, и мы можем его реализовать.
═
– И есть большие амбиции, насколько я понимаю?
═
– На телевидении без амбиций делать нечего. И я на телевидении таких людей не встречал.
═
– Странно. Канал принадлежит Московской области, а львиная доля программ о Москве┘
═
– Нет, это не совсем так. Мы делаем много сюжетов и из больших подмосковных городов, и репортажи из подмосковных районов. Например, у нас был недавно сюжет про строительство третьего транспортного кольца. Что же касается того, что большинство сюжетов о Москве, то есть, к сожалению, некие законы рынка. Дело в том, что людей, которые живут в Московской области, меньше интересуют вести с их соседнего поля, чем то, что происходит в мегаполисе, куда они ездят каждый день на работу и куда отправляют детей учиться.
═
– Так для этого есть ТВЦ.
═
– ТВЦ, я подчеркиваю, не городской канал. Если вы посмотрите их верстку новостей, то они начинают с федеральных событий и большую часть программы рассказывают о событиях, которые касаются всей России в целом. И это их сознательный выбор. Олег Максимович Попцов в одном из интервью говорил, если я не ошибаюсь, что они от этого выбора никогда не откажутся, потому что они считают своим долгом информировать население всех центральных регионов России о том, что происходит в политике, в Москве и т.д. У нас, к сожалению, такой возможности нет. Наши зоны покрытия, согласно лицензии, включают только Москву и область. А на все центральные регионы нас заботливо выключают. А ТВЦ, повторяю, это не столько городское телевидение, сколько телевидение Центрального федерального округа, и у них нет идеи делать городской канал. Вот это точно.
═
– Кстати, а какие у вас отношения с руководством ТВЦ?
═
– Хорошие, рабочие отношения. Мы с Олегом Максимовичем все вопросы, которые касаются общей частоты, когда нужно во время каких-то срочных трансляций переуступать друг другу время, решаем конструктивно. Вот у меня на телефоне есть кнопка, нажав которую, я попадаю прямо к Олегу Максимовичу.
═
– А почему Третий канал так мало показывал митинги протеста подмосковных пенсионеров против монетизации льгот? В частности, на вашем канале не было большого митинга в Химках, с которого, собственно, и начались протесты по области. Это было сделано по распоряжению губернатора Подмосковья Бориса Громова?
═
– Не могу с вами согласиться, потому что из всех каналов, которые вещают на Москву, у нас было больше всего показано митингов и акций протеста. Но дело в том, что митинг в Химках мы не показывали потому, что он состоялся 9 января, в праздники. А у нас в праздники нет новостного вещания, в это время у нас выходит «Русский взгляд». А начиная с понедельника, 11 января, все митинги, которые проходили по Москве и Московской области, были показаны.
═
– К чему на таком информационном канале столь фундаменталистская программа, как «Русский взгляд»?
═
– Это довольно тонкий вопрос. Если вы когда-нибудь видели программу «Русский дом» господина Крутова, который сейчас депутат Госдумы, то я думаю, что вам есть с чем сравнить.
═
– По-моему, Демидов перехватил у Крутова эстафету.
═
– Нет, это программа совершенно другого типа. Понимаете, я повторю слова Демидова, у нас в церковь ходят 10%, а еще 60% держат дома иконы. И эта программа как раз для тех 60%, кто держит дома иконы и ищет какое-то объяснение действительности в рамках православия. От этой программы хуже-то никому не становится. Можно, конечно, называть это фундаментализмом, но мне кажется гораздо более злобным фундаментализмом показывать, например, репортажи о жизни гей-клубов.
═
– А не дань ли это основному акционеру вашего канала Сергею Пугачеву?
═
– Ну практически на всех каналах есть православные программы. Что касается «перетекания» из «Русского дома» в «Русский взгляд», то мне кажется, что это не так. Потому что аудитория «Русского взгляда» гораздо моложе, чем у «Русского дома». И когда закрыли «Русский дом», было очень большое возмущение со стороны постоянных зрителей этой программы тем, что вместо Крутова появился Демидов. Чуть ли не митинги собирали у нас тут под окнами, и у меня состоялся весьма сложный разговор с Александром Крутовым, который тоже предъявлял по этому поводу серьезные претензии.
═
– Решил, что это пародия на него?
═
– Нет.
═
– Честно говоря, я не сразу узнал бывшего ведущего «МузОбоза» и генерального директора ТВ-6 в этом человеке со стеклянным взглядом┘
═
– Вы знаете, для многих смена имиджа Ивана Демидова была неожиданной. Не как друг Ивана Демидова, а как генеральный директор канала могу сказать, что за время существования этой программы она собрала устойчивую аудиторию, имеет определенную популярность у зрителей и политический вес, несмотря на то, что выходит в довольно невыгодное время – с трех до четырех часов дня.
═
– Любопытно, что вы поменялись местами. На ТВ-6 он был вашим начальником, а теперь является вашим подчиненным. Что-то изменилось в отношениях?
═
– Да, так и есть. Я считаю, что если есть нормальные человеческие отношения, то ничего не мешает меняться местами. Я готов снова поменяться.
═
– ТВЦ – это телевидение вечных ценностей, а каким лозунгом руководствуетесь вы?
═
– Мыслить глобально, действовать локально.