0
2873
Газета Телевидение Интернет-версия

10.09.2004 00:00:00

Телевидение не может заставить людей быть добрее

Тэги: гордон, телевидение


гордон, телевидение Александру Гордону нравится развлекать и провоцировать.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Вы испытали стресс за последние дни?

 

– Разумеется. Причем не только от того, что случилось в Беслане, но и от понимания того, что ничего не изменится, потому что те люди, которые должны были покаяться или принести извинения, – находят врагов, внешних и внутренних, для того чтобы снять вину с себя.

 

– О чем ваша программа?

 

– Программа о тех, кто уже пережил стресс сам или доставил неприятности другим, заставив их пережить стресс.

 

– С чем связано столь резкое изменение вашего имиджа? От научной, камерной программы, которая шла глубокой ночью, – к развлекательному ток-шоу с множеством зрителей в студии?

 

– Мне кажется, что эти изменения кажущиеся, внешние. Причин тому несколько. Во-первых, об имидже я с негодованием говорил еще лет десять тому назад. Даже давал интервью журналу «Плейбой», где вообще отрицал необходимость создания имиджа, поскольку это срез, это плоская вещь. Образ состоит из многих деталей, а имидж – это только одна из граней образа. Кроме того, о каком имидже можно говорить, если еще задолго до ночных программ я вел развлекательные программы радиостанции «Серебряный дождь», в частности «Хмурое утро»? Причем тут имидж? Это роли, а я по образованию актер. Во-вторых, я всегда говорил и настаиваю на этом, что ночная передача при ее камерности и сложности тоже была развлекательной. В свое время, довольно уже давно, я по просьбе Эдуарда Михайловича Сагалаева, еще будучи на ТВ-6, написал короткую записку, где сформулировал, чем, по-моему, должно заниматься телевидение. Оно должно информировать, развлекать, просвещать и провоцировать. Провоцировать на покупку прокладок, политиков, на активную позицию в том или ином вопросе и т.д. Поэтому все телевизионные программы, сколько бы их ни было и к каким бы телевизионным жанрам они ни относились, они все равно – варево, составленное вот из этих четырех ингредиентов.

 

– А «Стресс» в данном случае что?

 

– Это развлечение и провокация в большей степени. Для меня это еще и информация, потому что я узнаю образ жизни так называемых простых людей, которые приезжают из самых глухих концов нашей необъятной страны к нам на программу. Кроме того, я надеюсь, что эта программа не одним и двумя выпусками, а в целом может дать ответ на очень непростые вопросы: чем сейчас живет человек в России, кем он себя считает и как он относится к другим? Другое дело, не дай бог, выносить их на поверхность, сделать из этого заумь или предпринять отчаянные попытки выжать из телевизионной программы больше, чем она может. Вот этого надо избежать.

 

– Что вы имеете в виду?

 

– Вы же знаете, что у нас каждый второй говорит о своем мессианском предназначении и очень легко убедить других в том, что эта программа необходима. Не потому, что она развлекает людей, а потому, что она их лечит, она заставляет их быть лучше, добрее, терпимее относиться к другим. Но всего этого телевидение не может. Это с трудом может школа, в последнее время почти не может семья, это никак не может государство. При чем здесь телевидение? У него нет таких функций. Человек должен включить программу: осталось – осталось, вылетело – еще лучше.

 

– Ну есть же программа «Жди меня», в которой встречаются через много лет потерявшие друг друга люди. Очень действенное воздействие на зрителя оказывает, знаете ли.

 

– А на что это воздействует?

 

– На судьбы.

 

– Нет, я говорю о другом. Судьба людей, которые встретились после долгой разлуки в прямом эфире, – это их судьба. Это отдельная история. Мы говорим об аудитории, на которую вот это событие должно повлиять и сделать их лучше.

 

– Так и оказывает, и делает.

 

Александр Гордон: 'Я не диссидент, не борец, не политический деятель'. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

– Я с вами не согласен, потому что никто после этого решительным образом – почти убежден – своей жизни не изменил. Ну, может быть, кинулся искать одноклассников или вспомнил о первой любви, может быть, позвонил родителям. Но и все. Поэтому раздувать телевизионную картинку до размеров события, которое может изменить судьбы людей, – мне кажется, это пошло.

 

– То есть все-таки развлечение?

 

– Конечно, развлечение.

 

– Некоторые ваши герои, скажу честно, меня поразили. Особенно учительница из Иркутской области, которая, по-моему, не осознавала, куда ее вытащили, что над ее историей в итоге посмеется вся страна. А зачем, собственно, смеяться над теми, у кого низкий IQ?

 

– Видите ли, в чем дело. Люди – разные, и истории у них – разные. И стресс, который они испытывают в жизни, – тоже разный. В данном случае этот сюжет я адресовал очень хорошо знакомому мне человеку, родственнице, которая очень любит самолечиться народными методами.

 

– То есть она так же, как та учительница, регулярно лечится двумя бутылками неочищенного скипидара, смешанного с нарезанными кусками хозяйственного мыла?

 

– Ну или перекисью водорода. Был недавно такой случай в моей семье. Болезнь-то общая. Это, если хотите, сатира.

 

– Ильф и Петров?

 

– Я слышал уже много чего. Ильф и Петров, Зощенко, Булгаков, даже Шекспир.

 

– Скорее все-таки это в стиле Зощенко.

 

– Зощенко, конечно же. Эта программа – просто кладезь для небольших рассказов, и я думаю, что это кого-то может реально зацепить. Конечно, потому что представить себе простого, нормального человека, который: а) выльет 2 бутылки неочищенного скипидара в ванну и залезет туда с удовольствием, б) радостно и охотно будет рассказывать об этом, в) не просто будет рассказывать об этом, а приедет черт знает откуда на телевидение, чтобы рассказать об этом всей стране...

 

– Г) выяснится, что это не первый и не последний его поступок.

 

– Не первый и не последний┘ Ну, бывают такие люди. Вы знаете, я вот никакого особого раздражения по поводу того, что этот учитель учит детей, абсолютно не почувствовал. Мне было радостно, что такие наивные люди в нашей стране еще есть.

 

– Кстати, как вы в школе учились, хорошо?

 

– До восьмого класса хорошо, а потом отвратительно.

 

– Это было видно, особенно когда вы обращались к ней со словами «слава богу, я не учитель».

 

– Я представлял на ее месте учительницу, которая у нас была, которая говорила, что некоторые реакции в химии идут с выделением тепла, то есть происходит теплообмен. Я на всю жизнь это запомнил – «теплообмен». Нет, они такие же реальные, абсолютно живые люди. Единственное условие, которое было поставлено мной, когда я соглашался на этот эксперимент, – ни одной подставы. Как только будет хоть одна подстава, как только мне по той или иной причине притаскивают актера – я ухожу отсюда.

 

– А как вы определите, подстава или нет?

 

- Ну, во-первых, я актер, начнем с этого. Во-вторых, мне кажется, что не очень большой дурак. Ну а в-третьих, знаете, два вопроса в ту или другую сторону, и любая легенда рушится. В противном случае это должен быть гениальный актер. Всякий раз, когда я смотрю телевизионные подставы, это видно с первого взгляда. В частности, «Окна» этого и не скрывают. Этим грешат и разные судебные программы, когда в суде якобы решаются судьбы людей. Этим грешат давно раскрученные так называемые ток-шоу. Подстав так много, что, видимо, редакторы программ не очень отслеживают друг друга, и одни и те же актеры появляются в разных ролях. Часть из этих актеров я даже знаю. Поэтому это смешно.

 

– Как я понимаю, сложность вашего ток-шоу не столько техническая, сколько психологическая, поскольку ваши редакторы очень мучаются с этими людьми, уговаривая их приехать в Москву и на всю страну рассказать о себе.

 

– Редакторская группа работает идеально. В тех условиях, в которых они работают, я не могу себе представить никого, кто сделал бы эту работу лучше. То, что сюжеты «слетают», конечно же, не их вина. Пока это наша беда. Пока – потому что когда программа выйдет в эфир, я увижу здесь тонны писем, услышу миллионы звонков. У каждого есть история, которую он хочет рассказать, и потом все сведется только к отбору. Почти убежден в этом. Сейчас же, пока никто не знает, что это за передача, когда совершенно непонятно, стоит ли ехать - редакторы вынуждены рыскать по стране. Плюс съемочные группы, поскольку надо отснять на месте антураж, чтобы доказать документальность происходящего. Мало того, бывает, что люди приезжают, и уже в процессе записи сюжета выясняется, что он слабый и идти не может.

 

– Кто определяет, какая история слабая, а какая сильная? Вы?

 

– Я не автор, я исполнитель. Поэтому я очень послушен на этом этапе. Я понимаю, какая головная боль у них найти историю, обработать ее, привести людей. Я не капризничаю, не сопротивляюсь, бывает, что мне дают истории за день до записи, что для меня в моей манере работы просто ЧП – я люблю подготовиться, покопаться...

 

– Поговорить...

 

– Нет, говорить нельзя.

 

– То есть вы с ними не встречаетесь?

 

– Я с ними встречаюсь, киваю им, кого надо, успокаиваю, даю валерьянку там или коньяк перед началом, но говорить с ними за кулисами – нельзя. Потому что они выдохнутся, будут считать, что все рассказали. А выйдя на программу, увидят того же человека, которому только что все рассказали, и замолчат. Или выучат какие-то фразы и формулы, которые будут казаться искусственными и будут этими словами пытаться донести эту историю. Выбора пока большого нет. Когда он будет, я думаю, что приму гораздо более действенное участие в отборе и композиции. Тут же главное не просто отобрать, важно скомпоновать три истории, чтобы получилась одна большая и при этом не дайджест. Такая сверхзадача.

 

– У меня такое ощущение, что для вас это некий паноптикум.

 

– Ну я же живой человек и стараюсь им оставаться в кадре. Есть люди, которые вызывают сочувствие, есть люди, которые вызывают негодование, есть люди, которые у меня вызывают реальное неприятие, граничащее с отвращением. Вот пример последнего. Расскажу вкратце, поскольку сюжет еще не был в эфире. Молодой человек, в силах которого было предотвратить трагическое событие, вместо того чтобы позвонить в милицию, вызвать «скорую», пожарных – берет камеру и снимает это от начала до конца. Задаю вопрос: «А у тебя не было мысли никакой другой, что лучше было бы помочь в этот момент?» – «Нет. Было клево». Я шесть раз в программе обращался к нему с вопросом. Шесть раз! «Зачем ты это делал?» – «Как зачем? А потом покажут в «Сам себе режиссер» или в «Вы – очевидец».

 

– Вы же сами говорите, что телевидение – это развлечение. Вот он и развлекся.

 

– Вне всякого сомнения. Я просто говорю о том, оно ведь не сделало его хуже – он бы и так никуда не побежал, никуда бы он звонить не стал, но тут он еще и камеру взял.

 

– Решил подзаработать.

 

– Ну да, думал, что ему заплатят за это.

 

– Вы много лет работали в Америке и довольно нелицеприятно отзывались об умственных способностях ее жителей. Но, глядя на ваших героев, мне кажется, что они недалеко ушли от американских обывателей.

 

– Там с жиру бесятся все-таки, как ни крути. Вот я снимал историю в программе «Нью-Йорк–Нью-Йорк» про одного пожилого пожарного, который, выйдя на пенсию, сел во дворе своего дома и стал махать рукой проезжающим автомобилям. А те в ответ сигналили ему. Из этой небольшой истории вырос большой скандал по поводу первой поправки к Конституции США. Потому что соседи, которые живут на улице, – а он проделывал это регулярно по 8 часов в день, поскольку ему делать нечего, – начали сходить с ума. Недвижимость, которой они владели, упала в цене. Никакие уговоры, сигналы, знаки, мэры не помогали, потому что он написал письмо в Конгресс, и оттуда конгрессмены, которые не живут на этой улице, ответили ему: «Вы имеете право. Первая поправка Конституции гарантирует это право. Пусть мэр наведет порядок, чтобы они не сигналили». Вот абсолютная история для «Стресса», но это американская история.

 

– Да, у нас бы на второй день вышли и накостыляли ему.

 

– Абсолютно верно.

 

– Почему, на ваш взгляд, телевидение столь безудержно ударилось в развлекаловку? Почему практически не осталось серьезных политических программ, в том числе и на НТВ?

 

– Ну, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что никакой откровенной политики на нашем канале, как и на других, сегодня быть не может. Тут и говорить-то не о чем. Все абсолютно понятно. Я, перед тем как согласиться на эту передачу, делал заявки на две другие, которые в той или иной степени ставили перед страной большие вопросы, на которые страна должна была ответить. Они были посвящены не тактике выживания, а стратегии жизни. Мы пытались представить Россию в 2030 году. Вот такая большая задача была. Я услышал внятные, разумные слова о том, что такая передача не нужна. Дальше я уже стал сам домысливать, почему она не нужна – либо там знают, что надо делать, и поэтому им советчики не нужны, либо там ничего не хотят делать, и поэтому им тем более советчики не нужны. Я не диссидент, не борец, не политический деятель, меня это мало волнует, мне хотелось сделать телевизионный продукт вот такого рода – не вышло. Парадоксальным образом программа «Стресс» является самой политической программой на сегодняшнем телевидении, потому что мы говорим о жизни простых людей, и когда ты видишь абсолютный, огромный непроницаемый тупик, в котором оказалась огромная часть жителей нашей страны, его нельзя разглядеть нигде больше.

 

– А по чьей вине они оказались в этом тупике?

 

– По воле жизни. Называйте, как хотите, – государства, власти, обстоятельств, культуры, истории, Америки, инопланетян – какая разница? Оказались. Это нечто, это какая-то дыра, абсолютный туннель без выхода на свет. Мы не увидим этого в новостях. Мы не увидим этого в художественных произведениях, потому что там сила воображения, если она есть у человека, все равно воссоздавая жизнь, искажает реальность. Узнаешь другое – внутреннюю жизнь, но не обстоятельства. И вот, нате, пожалуйста, – сидят живые люди на программе: кто рыдает, кто хохочет. Из них, как из камешков мозаики, складывается срез страны. И я вдруг понимаю, после того как похоронил еще один проект, документальный цикл «Дураки и дороги», что я – иностранец из Москвы (потому что Москва – не Россия) – из этой виртуальной страны отправляюсь путешествовать в страну настоящую.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
440
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
303
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
326

Другие новости