0
1821
Газета Телевидение Интернет-версия

09.04.2004 00:00:00

Николай Сенкевич сажает НТВ «на диету»

Тэги: сенкевич, нтв, проекты, финансирование


сенкевич, нтв, проекты, финансирование Николай Сенкевич: 'За свои деньги государство может требовать все что угодно'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Николай Юрьевич, не мешает ли вам работать устойчивый слух о вашей скорой замене на посту генерального директора НТВ нынешним зампредседателя ВГТРК Александром Здановичем?

– Скорее забавляет. Я, к сожалению, с Александром Александровичем незнаком, поэтому не могу предметно прокомментировать эти слухи.

– А вы позвоните ему и спросите напрямую.

– Да, наверное, теперь есть смысл познакомиться. Но если постоянно думать, что тебя могут снять, то ты мало что сможешь сделать. А слухи, они рождаются из ничего. Стоит пройти по 8-му этажу Александру Любимову, как через полчаса вся Москва говорит, что Любимова назначают. Стоит мне выпить кофе с Эдуардом Сагалаевым, начинают говорить, что назначают Сагалаева. Странно только, что с Александром Здановичем я не встречался и не пил кофе.

– Собирается ли «Газпром» продавать «Еврофинансу» НТВ?

– В самом начале, когда была совершена сделка между «Газпромом» и Группой «Еврофинанс», все этапы этой сделки были подробно разъяснены. Предполагается создание нового медиахолдинга, в котором доля уставного капитала будет определена: 51% – у «Газпрома», 49% – у Группы «Еврофинанс». НТВ станет стопроцентной «дочкой» будущего нового холдинга. Таким образом, ни о какой продаже кому бы то ни было телекомпании речь вообще не идет. В настоящий момент структура акционерного капитала НТВ: у Группы «Еврофинанс» – 29,9%, все остальное принадлежит структурам «Газпрома».

– Когда, по вашим данным, будет создан новый холдинг?

– Этот вопрос не ко мне, а к акционерам.

– НТВ в принципе всегда было дотационным проектом. Удалось ли выйти на самоокупаемость?

– Могу сказать, что по итогам 2003 года канал впервые обошелся без внешнего финансирования со стороны акционеров. При этом следует оговориться, что та реклама «Газпрома», которая идет на канале, была проплачена еще в 2002 году – денег уже нет, а обязательства по договору еще есть. Прибыль компании по сравнению с предыдущим годом увеличилась в 2003 году в более чем два с половиной раза. Кроме того, у нас впервые за всю историю НТВ – положительные чистые активы.

– Но есть обратная сторона медали – зарплата в компании в целом снижена, не выделяются деньги на новые проекты.

– Это не соответствует действительности. Речь идет не о снижении уровня зарплат в компании, а о плановой оптимизации фонда оплаты труда, что является типичной ситуацией для любого акционерного общества. При этом надо понимать, что на НТВ она проводится не впервые. Подчеркиваю. Компания – живой организм, который может набирать периодически лишний вес. И чтобы этот процесс не перешел в ожирение, необходимо «садиться на диету». В прошлом году на канал пришло большое количество высокопрофессиональных и талантливых специалистов. Большая часть из которых – это те, кто по тем или иным причинам покинул канал в 2001 году. Что же касается новых проектов, то у нас они появляются не реже, чем на других каналах. Мы в этом телесезоне запустили достаточно много новых проектов и продолжаем запускать. Из самых последних, могу, например, назвать программу «Тайны разведки», которую делают Сергей Корзун и Дмитрий Захаров. Только что закончена работа над серией документальных фильмов. Запущен «Фактор страха-2». В общем, идет обычная творческая работа.

– Как вы относитесь к позиции министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, который считает, что реклама в художественных фильмах и телепрограммах подобна инфекции?

– Насколько я помню, там речь шла о высокохудожественных произведениях. Думаю, что не раскрою большого секрета, что производство или покупка подобного продукта стоит денег. И немалых. Если государство в лице Министерства культуры и массовых коммуникаций выделит нам гранты для приобретения высокохудожественных произведений, то, безусловно, мы не будем разрезать их рекламой. А пока жить-то как-то надо. Так что в первую очередь этот вопрос был обращен к государственным телеканалам. За свои деньги государство может требовать все, что угодно.

– У вас есть в утреннем воскресном эфире коммерческая программа «Шар удачи», которую ведет Алексей Шахматов. На мой взгляд, это откровенный кич.

– Договор на этот проект был заключен в 2002 году, и его надо выполнять.

– Понятно. А зачем рекламировать «Газпром»? Я, конечно, понимаю, что это главный акционер НТВ, но разве кто-то из телезрителей еще не знает, что этот газовый монополист – «национальное достояние» (цитата из ролика)?

– Этот рекламный заказ был для НТВ хорошим финансовым подспорьем в 2002 году. И опять-таки – договоры надо выполнять. К тому же давайте не будем забывать, говоря про «Газпром», что это треть налогов в бюджет страны, это пенсии, это зарплаты. Это действительно национальное достояние. За такую рекламу не стыдно.

– Не кажется ли вам, что зрители устали от политики и новостей и НТВ стоит усилить развлекательную составляющую?

– Во-первых, развлекательная составляющая достойно представлена на других каналах, а во-вторых, краеугольным камнем НТВ всегда являлась информация. Все остальное заполнение сетки так или иначе основывалось из понимания именно той аудитории, на которую нацелена наша информация. Это абсолютно не значит, что мы полностью отказываемся от развлекательных программ. Статус федерального канала обязывает к многожанровости и охвату всех форматов современного телевидения. Тем мы и отличаемся от нишевых каналов второго эшелона. Если говорить о потенциальной усталости аудитории от политики, то это ни в коем случае не означает снижения интереса к информации. Более того, не следует забывать, что информация – это не только политика. В течение суток происходит масса самых различных событий, многие из которых – из сферы экономики или культуры, которые люди смотрят с не меньшим интересом.

– Трудно ли конкурировать с государственными каналами? Или частный канал имеет определенные преимущества?

– Конкурировать всегда трудно, поскольку это предполагает ежедневную, ежечасную борьбу. Если сравнивать государственные и частные каналы с точки зрения голого бизнеса как управленческого процесса, то и там и там есть свои плюсы и минусы. Для канала, находящегося на государственном финансировании, не встает вопрос, где взять деньги, а следовательно, менеджменту такого канала нет нужды жить по средствам. Это, безусловно, по многим вопросам облегчает жизнь. Во всяком случае, до тех пор, пока государство не заинтересуется – на что идут его деньги. С другой стороны, выгода частного канала в том, что мы в отличие от госканалов можем себе позволить не заниматься неприбыльными проектами. Если говорить о политике, то нам, наверное, тут тоже проще работать, хотя я могу только догадываться о внутренней кухне своих коллег – звонят и просят меньше. Да и на еженедельных совещаниях в Кремле я не присутствую.

– Этим обстоятельством, видимо, и объясняется, что НТВ фактически проигнорировало, по утверждению Союза журналистов России, президентские выборы?

– Абсолютно. Мы бы на этом ничего не заработали, поскольку явно не смогли бы повторить тот успех, который имели теледебаты между партиями в программе «Свобода слова» во время парламентских выборов. Голая экономика и здравый расчет.

– Есть ли какие-то темы, освещение которых неприемлемо для вас?

– Не столько темы, сколько ракурс освещения тем. Я считаю, что неприемлемо освещать односторонне. Если есть точка зрения со знаком минус, то должна быть точка зрения со знаком плюс. Причем ньюсмейкеры с той и с другой стороны должны быть равнозначной величины. Это очень важно. У меня порой складывается, к сожалению, ощущение, что для части общества независимость информации является синонимом оппозиционности. Если канал ругает власть – он, да, независимый, а если пытается обсудить со всех сторон – уже не такой независимый. Я категорически против такого упрощения.

– А как вы определяете, односторонне освещена тема или неодносторонне? До эфира или после?

– На НТВ работают профессиональные журналисты, у которых существует внутренний самоконтроль. В профессионализме Саши Герасимова, Татьяны Ростиславовны Митковой не приходится сомневаться.

– А как же тогда быть с сюжетом в «Намедни» про книгу Елены Трегубовой «Записки кремлевского диггера», который вы в свое время запретили?

– Чтобы дверь свободно открывалась, петли ее должны быть прочно зафиксированы. Я высказал мнение, к которому прислушались. Сюжет, на мой взгляд, во-первых, был в высшей степени тенденциозен, а во-вторых, явно направлен на продвижение коммерческого издания на рынке.

– Собираетесь ли приглашать звезд с других каналов?

– Согласно социологическим исследованиям, у НТВ самый большой процент брэндов-спутников, то есть журналистов и телеведущих, прочно ассоциированных с каналом. Этим не может похвастаться ни одно другое СМИ. Мы богаты внутренними ресурсами и не преследуем цель – брать с других телеканалов раскрученные лица, а потом под них придумывать проекты. Надо брать в первую очередь идею, а потом уже приглашать определенного человека. Но людей много, а идей мало. Найти идею – самое важное, а к идее приставить лицо – вопрос на самом деле, абсолютно технический.

– Ну вот пример, «Забытый полк» Евгения Кириченко – военная программа, которая раньше выходила на НТВ, а затем на ТВС. Идея замечательная – рассказ о неизвестных доселе героях прошлых войн. Автор – известный военный журналист. Но почему-то ему и программе было отказано в возвращении на канал.

– Ну, во-первых, он сделал для нас несколько документальных фильмов, а во-вторых, нужна ли нам программа «Забытый полк» в том виде и в том формате, в котором она была┘ Вопрос сложный. Социологические расчеты показывают, что для канала с точки зрения доли рейтинга программа не подходит. К тому же мы не можем раздуть эфир больше того, что у нас есть. Он не резиновый. Ведь для того, чтобы что-то поставить, надо что-то снять. А это вопрос коммерции, экономики. Но сотрудничать с Евгением мы не отказываемся.

– Новый министр культуры и массовых коммуникаций сказал мне, что начал смотреть телевизор. Правда, делает это он, придя домой. А сколько у вас уходит на это времени?

– Я могу ему только позавидовать. Это уже инфекция. Даже когда можешь не смотреть, в руке сам собой оказывается пульт, и автоматически включаешь телевизор.

– Что смотрите?

– Преимущественно смотрю свой канал, но кое-что смотрю у конкурентов. Новости, новые проекты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1124
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1111
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1069
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
1009

Другие новости