Гендиректор канала 'Культура' Александр Пономарев работает по принципу: лучше меньше, да лучше.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
- Александр Сергеевич, в этом году от канала "Культура" просто невероятное количество соискателей на приз ТЭФИ попало в финал. С чем связана такая популярность, вы подали в этом году больше заявок?
- Мы подали достаточно много заявок, но они в основном касались профильных номинаций. Это документальное кино, просветительские программы. Но заявки были не только от нас. Много передач, которые показывает наш канал, выдвинули в том числе и производители. Не могу сказать, что мы предприняли какие-то особые усилия. Что касается выбора финалистов, то это воля академиков. Я это говорю, так как сам участвовал в работе секции "Просветительские и публицистические программы".
- Насколько, на ваш взгляд, оправданно выдвижение в одной номинации "Ведущий информационной программы" Владислава Флярковского с "Новостями культуры", Михаила Антонова с "Вестями" и Андрея Норкина с программой "Сейчас в России"?
- По поводу номинаций это вообще больной вопрос. На общем собрании академии очередной раз завязалась дискуссия на эту тему. Говорилось о том, что номинации слишком обобщенные. В силу того, что количество номинаций невелико, в них попадают настолько разные работы, что их очень трудно сравнивать. Владимир Познер, например, говорил, что на аналогичной американской премии "Эмми" номинаций больше четырехсот и они распределены по пяти церемониям. А у нас вместе со спецпризами и призом за выдающийся вклад всего 33 номинации. Конечно, если говорить об информационных программах, то, наверное, правильнее было бы сравнивать отдельно новости общеполитические и новости специализированных каналов. Тем более что специализированные каналы уже есть. Например, новости спорта на спортивных каналах - их два, в Москве по крайней мере. Новости музыкальных каналов - их тоже как минимум два. Мы, конечно, канал специализированный. Я отдаю себе отчет в том, что программы "Время", "Сегодня", "Вести" и новости на нашем канале трудно сравнивать. Это относится и к ведущим. Поэтому тот факт, что мы с "Новостями культуры" вошли в число финалистов наряду с программами "Время" и "Страна и мир", как раз и есть результат недостаточного количества номинаций. А совершенно безусловные фавориты "Вести" почему-то оказались за пределами тройки финалистов. Но это издержки отбора.
- От вас столько соискателей, вы на какое количество призов рассчитываете?
- Я не считаю, что для нас будет существенным показателем количество выигранных статуэток. Мне кажется, что более важно для нас в этой ситуации попасть в число финалистов. Опять же потому, что мы все-таки канал специализированный. А что касается самого выбора... Можно привести немало примеров, когда технические возможности скромные и аудитория в силу разных причин невелика, а передача производит глубочайшее впечатление. Или наоборот, передачу смотрит и слушает вся страна, а с точки зрения коллег по профессии - это не очень серьезная работа.
- А вас не смущает, что, несмотря на признание профессионализма, по рейтингам вы не входите даже в пятерку основных каналов-лидеров?
- Нет, потому что мы специализированный канал. А такой канал редко является очень рейтинговым, поскольку такие каналы рассчитаны на специальную публику, которой по определению меньше, чем вообще зрителей. И это не только наша российская ситуация. Это одна сторона вопроса. А другая - это существующая система телеизмерений в целом. И это тоже не только российская ситуация. Система телеизмерений рассчитана на то, чтобы все-таки выяснить, сколько человек сидит у телевизора и насколько эффективно размещение рекламного продукта. Выборка аудитории составляется в расчете на то, чтобы дать наиболее полное представление о народонаселении, смотрящем телевизор, а публика, которая интересует нас - с более высоким уровнем образования, более погруженная в культуру, занимает достаточно скромное место в такой выборке.
- Вам же не все равно какая аудитория у канала?
- Конечно, мы канал об интеллигенции и для интеллигенции. Я рассматриваю общие рейтинги как тенденцию, но, к сожалению, это не инструмент в нашей работе. Специализированный канал должен отдельно изучать свою специализированную аудиторию.
- Но они правдивы?
- На сегодняшний день нет оснований так уж сильно ставить их под сомнение, но, с моей точки зрения, существующих датчиков явно недостаточно и систему телеизмерений нужно развивать. Я совершенно уверен, что наш канал смотрит большее количество зрителей. Но не это для нас главное. Зачем нам мерить публику, которая вообще не проявляет интереса к искусству, культуре?
- У вас 29 сентября стартует новая телевизионная сетка, чем она будет принципиально отличаться от нынешней?
- Мы, чуть опережая общий старт, 1 сентября открыли новую линейку, которая называется "Плоды просвещения". Безусловно, у нас изменится оформление канала - цветовое, графическое и студийное, но оно не будет радикально новым. Все делает прежний дизайнер, поэтому преемственность сохранится. Ну и, на мой взгляд, в вещании в новом сезоне будет больше логики. Мы будем пытаться дать более последовательное представление о процессах и направлениях в культуре и искусстве. Это проявится, в частности, в кинопоказе. Мы избрали принцип ретроспектив. Вечером - ретроспективы работ мастеров, днем - посвященные киноискусству той или иной страны, например американское кино 70-х годов, итальянское - 80-х. Кроме того, в этом году мы отказываемся от "мыльного" сериала. Будут сериалы, более оправданные для канала, - экранизации и биографии. Мы, как мне кажется, хорошо покажем театр. Те, кто следит, увидят спектакли текущего репертуара ведущих театров страны, будет рубрика "Фестиваль бродвейских спектаклей".
- Вы собирались создавать радио "Культура", как обстоят дела с этим проектом?
- Намерения наши остаются в силе. Проблема в том, что у нас нет частоты. Мы дважды выходили на конкурс и дважды не получили частоту. Будем участвовать во всех возможных дальнейших конкурсах с надеждой на то, что когда-нибудь частоту все-таки получим. Пока мы будем обращаться к другим радиовещателям, и не исключено, что некоторые из них будут предоставлять нам свое эфирное время. Во всяком случае, я думаю, что в наступающем сезоне брэнд радио "Культура" появится на одном из радиоканалов.
- Вы были генеральным директором ТВ-6, на ваш взгляд, какой будет нынешняя избирательная кампания на телеканалах?
- Мне кажется, ближайшая избирательная кампания будет более цивилизованной. Во-первых, Центризбиркомом введены чрезвычайно серьезные регламенты. Во-вторых, уже сказывается опыт, который имеется не только у телезрителей, но и у тех, кто собирается избираться. Все это вместе приведет к тому, что телевидение, как мне кажется, не будет провоцировать большего возбуждения, а будет в основном предоставлять информацию, всячески избегая субъективных оценок.
- Какие тенденции, на ваш взгляд, наблюдаются в отечественном телевидении?
- В целом телевизионная структура на ближайшие годы уже сложилась. Мне не кажется, что будут какие-то принципиальные изменения. Отечественное телевидение начинает жить по средствам. И дальше эта тенденция будет развиваться. Сейчас на общедоступных каналах просто немыслимое количество дорогостоящих сериалов и фильмов категории "А". Я думаю, что это последний сезон, когда каналы будут демонстрировать кинопоказ такого уровня и в таком количестве.
- Каковы прогнозы относительно аудитории канала "Культура" - она увеличится со временем или это все же некая константа?
- Совершенно очевидно, что нынешние показатели - не предел. По нашим расчетам, более или менее постоянными зрителями канала "Культура" могут быть 15-16 миллионов человек. Это очень приличная цифра. Для нас очень хорошо, если в дальнейшем канал будет собирать 5-6% доли аудитории по стране в целом и 8-10% по Москве. Если показатели будут выше, то для нас это уже тревожный момент. Это будет означать, что канал становится каналом широкого потребления. Мы не стремимся к расширению аудитории ценой потери ее качества.