Скажу без преувеличения, я очень много знаю про самое маленькое островное государство в мире Науру. Эти сведения я почерпнул из сериала с душещипательным названием «Рабыня из Науру». Героиня этого сериала, простая науруанка, нестерпимо страдала от любви к ней плантатора и прочих пережитков рабовладельческого строя. Эти позорные пережитки символизировали высокомерие крупных государств к ее крохотной родине. К счастью, и героиня, и ее родина обрели долгожданную свободу.
А на днях министр иностранных дел, торговли и финансов Науру Кирен Кеке встретился в Москве с высокопоставленными чиновниками, чтобы обсудить возможность оказания Россией гуманитарной помощи Науру в размере 50 млн. долларов. Это совсем немного, если учесть, что население карликового государства целых 14 тысяч человек! То есть речь идет о смехотворной сумме всего в три с половиной тысячи долларов на каждого науруанца.
Мне кажется, чтобы уязвить российскую сторону, торгующуюся из-за такой ничтожной суммы, Кеке и решил продемонстрировать, как совершаются великодушные, бескорыстные и абсолютно спонтанные поступки. Сразу из Москвы Кеке отправился в Цхинвал, где заявил о готовности его страны признать Южную Осетию. Признание независимости Южной Осетии, заявил Кеке, это единственное, чем одна из беднейших стран мира может помочь молодой закавказской республике в преодолении трудностей. Но ведь гуманитарная помощь в 50 млн. долларов – это не единственное, чем Россия может помочь Науру! Тем более что есть еще одна молодая закавказская республика, которая также испытывает трудности и остро нуждается в дипломатическом признании.
Что ж, Республика Науру всегда на стороне слабых, гонимых, притесняемых. Так, в 2002 году, устав безучастно наблюдать за притеснением империалистическим Тайванем беззащитной КНР, она отказалась от признания Тайваня. После установления дипотношений с Пекином Науру получила символическую сумму в размере около 130 млн. долларов – все, чем динамично развивающееся азиатское государство могло помочь бедной Республике Науру. Тайвань тут же обвинил КНР в «долларовой дипломатии».
Правда, потом дипломаты Науру сверились с географической картой и поняли, что их провели, как младенцев. Это КНР разинулa оскаленную пасть на крохотный, съежившийся от страха Тайвань. И в 2005 году Республика Науру возобновила дипотношения с Тайванем, от которого получила значительную помощь в сельском хозяйстве, рыболовстве, туризме – то немногое, чем Тайвань мог помочь беднейшему государству мира.
Но и это не все. Кеке пообещал попросить и соседствующие с Науру страны Тихого океана, чтобы они в той же мере помогли молодой закавказской республике. Не должны ли и мы сделать все, что можем, для этих островных государств? Но оказывать гуманитарную помощь, мне кажется, следует не в долларах, а в рублях, чтобы ни одна старая закавказская республика не упрекнула нас в «долларовой дипломатии».